Горячее:
Для новичков
На заметку

postheadericonParsi ЗОРОАСТРИЗМ

Asteya
Зороастрийская религия - самая старая живая религия в мире. Она родилась в архаичной древности и передана нам через Пророка Заратуштру Спитама, который принадлежал системе мысли Маздаяашни.
Пророк Заратуштра родился в Восточном Иране. Он преподавал единобожие впервые в истории человечества. Заратуштра учил, что есть только один Бог – Ахура Мазда - к кому человечество должно направить его просьбы, ходатайства и благодарность. Название Ахура Мазда означает 'Мудрый Владыка.' Он - мягкий, милосердный Бог, который всегда желает и готов помочь человечеству. Ахура Мазда не вмешивается в работу Законов Природы, которую он сам создал и привел в движение. Им завещано людям быть очень внимательными и всегда произрождать хорошие мысли, слова и дела.
Огонь оценён последователями Заратуштры как живое воплощение Ахура Мазды. Сам Творец изображается как свет, полный сияния. Как и Творец, огонь дает свет, сияние и жизнь. Огонь является самым близким к Богу, не только на основании его сияния, но также и из-за свойственных ему качеств. Поэтому огонь освящен и установлен в храмах огня как символ Ахура Мазды, горя постоянно. В Индии Последователи Заратуштры имеют священный огонь, непрерывно горящий в течение одной тысячи двухсот лет. Есть несколько других священных огней, горящих от 350 до 1000 лет.
Пророк Заратуштра преподавал почитание природы и всех естественных созданий. Он учил тому, что, хотя создания используются человечеством, необходимая обязанность человека заботиться о них.
Иран был цитаделью Зороастризма нескольких тысячелетий. Зороастрийская религия была государственной религией Ахаменидской и Сасанидской иранских империй. Несколько раз в истории мира, две трети мирового населения проживали в Иранской империи. После крушения последнего короля Яздегарда III, последней иранской империи в 641 н. э., верные последователи Заратуштры мигрировали из Ирана, спасаясь от религиозного преследования. Часть их направилось в Индию, которая теперь имеет приблизительно 60% из всемирного числа Последователей Заратуштры в сто сорок тысяч человек.
Последователи Заратуштры распространены на всем свете, большинство находится в Индии. Из сто сорока тысяч Зороастрийцев в мире, приблизительно 70 000 живёт в Индии, 30 000 в Иране, 20 000 в Северной Америке, 6 000 в Европе и еще 15 000 в остальном мире, главным образом в Пакистане, Гонконга, Австралии, Новая Зеландии и Дубае.
Зороастризм имеет космический характер. АША - Космический Закон, Вахишта Махан - Космическое Сознание, которое соблюдает космический закон. Воху Махан – Сознание Человечества, которое может достигнуть космического знания. Мазда - Космическая Мудрость, которая открывается, когда мы сливаемся с Космосом.
Принимая во внимание, что этическое и духовное послание Зороастризма универсально, практика, рождённая от него - прерогатива наследственных последователей религии.
Зороастрийцы полагают, что благодаря заслугам их религии, религиозных верований и обучения они выжили и произвели огромный вклад в мировую культуру во всех сферах жизни человечества. Несмотря на религиозное преследование в течение столетий, вдали от Родины.
Последователи Заратуштры любят мир и людей. Из-за их учений о самоотверженности, взаимопомощи, этического учения о хороших мыслях, словах и делах, милосердия, правосудия, их внимание к развитию и процветанию всех хороших созданий Бога, Зороастрийцы наслаждаются дружбой и принятием во всем мире. Родиться Зороастрийцем – большое счастье и награда.
Богословие и философия Зороастрийской религии основаны на двух принципиальных учениях. Первое - Единобожия, вера в только одну вечную и никем не созданную Силу во Вселенной, которая называется Ахура Мазда, кто не имеет равных или противников. Он - единственная Власть и Сознание, которые управляют целой Вселенной. Второе принципиальное Зороастрийское учение - вера в взаимодействие 2х разнонаправленных сил, или духов добра и зла - названных Спента и Ангра. Заратуштра учил людей об этих космических силах - добре и зле - управляющих движением на всех уровнях в мире.

ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ


Маздаясни - последователи Заратустры. Персы, как было завещано их пророком, признают Ахура Мазду, как Всемогущего Бога и Единого Создателя всех созданий. В Авесте, Всемогущий Создатель также известен просто как Ахура, «Владыка жизни», или как Мазда - «всезнающий, мудрейший».
Авестийский термин Маздаясни - «поклоняющийся Мазде» применяется к Зороастрийцам. Авеста называет Заратушти – «последователь Зороастра, Зороастриец». Так как Персы исповедуют религию, проповеданную Зороастром, они признают Зороастра как их пророка, и известны как Зороастрийцы. В молитвах Авесты, в разделах веры, ежедневно практикуемых, Зороастриец торжественно подтверждает: " Маздаясно Ахми, Маздаясно Заратушти" - я - Маздаясниец, Маздаясниец Заратушти". Так как Персы утверждают их веру в Ахура Мазду, как всемогущего Бога, и в Заратуштру. как их пророка, они, таким образом, известны их двойным названием: Маздаясни Заратушти.
Персы – Парси. Термин Парси исходит из слова пАарса (pArsa), которое является старо-персидской формой названия области в юго-западном Иране в древности. То же название использовалось и для жителей области. На среднеперсидском языке слово пАрсик (pArsIk) использовалось как для людей, так и для языка области Парс. Термин - пАрсик (pArsIk) стал Парси в более поздней речи. Парси (Parsi), поэтому, буквально означает: «тот, кто принадлежит к Парси».
Слово Парси, является первоначально этническим термином, и вообще применялось к людям провинции Парс. Но позже термин приобрел религиозную окраску, и также использовался для Зороастрийских жителей Парса. Согласно тексту на языке пахлави (среднеперсидском) Karnamak i Artakshir Papakan, индийский астролог обращается к королю Артахширу Сасаниду, как королю Парсов.
После крушения Империи Сасанидов и Арабского завоевания Ирана, термин Парси использовался для тех жителей Ирана, кто остался преданным вере предков, а именно Зороастризму. Термин особенно использовался для иранских Зороастрийцев, чтобы отличить их от тех иранцев, которые отвергли свою наследственную веру и приняли Ислам. Начиная с тех дней, к Парси относятся исконные жители Ирана и их потомки, исповедующие Зороастризм живущие в Иране, Индии и других странах.
Парси – Зороастриец. Первый термин – этническо-религиозный, имея в виду, и народность и религию. Однако, парси предпочитают использовать двойное название Парси-Зороастриец, чтобы указать их народность и религию.
Религия. Термин 'религия' может быть определен, как "божественный закон жизни". Это - закон жизни, указанный пророком. Религия передает божественное знание относительно Создателя и Духовных Существ, относительно жизни в этом мире и жизни за его пределами. Она учит, что мы должны делать в нашей жизни, и показывает человеку. как ему нужно относиться к Создателю, к себе, и к другим, в этой жизни.
Авестийское слово религия – Даена (daenA), более позднее Даен, и значит буквально знание, божественное знание, мудрость. То же самое слово в Авесте также означает ' совесть, восприятие, и духовный элемент (человеческой индивидуальности) '. Следовательно, Зороастрийская концепция «религии» - божественно вдохновленное знание, божественная мудрость, и практика этого в каждодневной жизни в этом мире.

ПРОРОК ЗАРАТУШТРА (ZARATHUSHTRA)


Термин «пророк» определен как божественно вдохновленный и божественно назначенный учитель, кто приносит послание религии, показывает и переводит указания Бога, и учит людей относительно поведения в жизни в этом мире. Пророк, поэтому, является более высокой душой, вдохновленной Богом и Духовными Существами и продвинутой в духовном проникновении. Слово Авесты для 'пророка' - ashta. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный и божественно вдохновленный пророк. Он описан состоянем Язата (Yazata), то есть Божественное Существо, и во многих текстах, его упоминают сразу после Ахура Мазды, даже перед другими Божественными Существами.
Древность. Зороастризм - самая древняя мировая религия нашей цивилизации, и её пророк, первый известный пророк в мире. Ныне сохранившиеся священные писания Авеста, не сообщают никакие точные данные, относительно времени, в котором пророк Заратуштра жил, однако, это может быть рассчитано по различным другим косвенным источникам, основанным на исторических, литературных, лингвистических, астрономических, геологических и археологических доказательствах. Существующие основные мнения ученых могут быть разделены на три группы:


(A) Приблизительно 6500 B. C. (здесь и далее – до н.э.): самые ранние Греческие и Римские писатели сохранили традиции относительно даты Пророка Заратуштры на основе двух отправных точек: (1) экспедиция Ксеркса (Xerxes); (2) Троянская война. Результат в каждом случае приблизительно подобен.
1) Диоген Лаэртский (3 век н.э.) сообщает, что согласно Ксантусу (Xanthus 6 век до н.э.) Заратуштра жил приблизительно в 6480 до н.э., и согласно Гермодору (Hermodorus 3 век до н.э.) он жил приблизительно в 6180 до.н.э.
2) Плиний Старший (23-79 н.э.) говорит что Евдокс (Eudoxus 868 до н.э.) помещает Заратуштру приблизительно в 6347 до.н.э., и Гермиппус (Hermippus 250 до н.э.) помещает его приблизительно в 6180 до н.э.
(3) Плиний Старший пишет: " имеется также другая школа магии и волшебства, которая получена от Моисея и Евреев, но оная датируется много тысяч лет после Заратуштры.
Таким образом, Pliny, Aristotle, Eudoxus - 6348 B.C.
Hemippus, Hermodorus, Theopompus - 6180 B.C.
Xanthus, Diogenes - 6480 B.C.
Herodotus - 600 B.C.


Все это показывает, что древние Греческие и Римские писатели сохранили традицию, что Заратуштра жил тысячи лет перед их временем, и мало того, другие писатели не противоречили им, но подтверждали их с одобрением. Нигде в собственно Иранской традиции не сообщается, что Пророк Заратуштра был современником Кира (Cyrus), или что он жил 258 или 300 лет перед Александром. Напротив, все собственные источники определяют очень далекую старину Пророку, и показывают, что он появился не позже чем 6000 B. C.


Б). Большое Оледенение геологически помещено в пределах 10-го тысячелетия B.C. Если бы линейно идентифицировать те исторические события с фактами связанными с жизнью Заратуштры, и затем периодом правления королей Гайо Марета, жившего непосредственно перед Оледенением, и короля Джамшеда (Йима Блистательный), жившего в начале Оледенения, как исторически установленными, то жизнь пророка пришлась бы на 6-е тысячелетие B.C.


В). Лингвистический метод: Сравнение языка Ригведы (древнейшие арийско-индийские) и Гатх (древнейшие арийско-иранские источники) и вычисление древности языка Авесты, сходится на периоде около 6-го тысячелетия B.C. Необходимо заметить, что Гатхи однозначно признются более древними, чем Ригведа.


Г). Астрономический: позиции звезд, какие записаны в Авесте, сходятся на 6000 В.С. как периоду рождения пророка.
Многие ученые соглашаются на вышеупомянутые даты: B.T.Anklesarias - 6000 B.C.
S.J.Bulsara - 6500 B.C. (На основе Большого Оледенения) A.F.Khabardar- 5000 B.C. (На основе Астрономии) I.J.S.Taraporewala - 3500 B.C. (На основе Астрономии) B.G. Tilak - 4500 B.C. (На основе Филологии Вед и Гатх)


Д) Даты между 1000 B. C. и 1700 B. C.:
Некоторые ученые, под влиянием Библии, и в некоторой степени археологии находят правильными следующие даты: профессор Мэри Бойс - 1500 B.C.
K.R. Cama - от 1200 до 2300 B.C.
J.M.Unwala - 1100 -1400 B.C.


Е) Дата приблизительно 630 B. C.:
1. Текст на пахлави Арда Вираз Намаг (Arda Viraz Namag) заявляет, что религия пророка Заратуштры была в чистом состоянии, в течение 300 лет, до того как Иран был захвачен Александром Македонским, и Авеста была сожжена.
2. Подобно этому другой текст на пахлави «Выбор Задспрама», указывает 300 лет перед Александром.
3. Бундахишн (Bundahishn) дает годы царствования королей и династий от Кай Виштаспа (Kay Vishtasp) к Александру, которые составляют в целом 258 лет.
4. Традиции относительно пророка Заратуштры в более поздних записях в современном персидском, арабском и сирийском языках, все основаны на вышеупомянутых книгах на среднеперсидском.


Это - известный факт хронологии, что Александр вторгся и разрушил Иранскую империю приблизительно в 330 B. C. Следовательно, согласно первому пункту, рождение пророка Заратуштры: 300 + 330=600 B. C. Заявлено, что король Виштасп обратился в религию, когда Заратуштра был в возрасте 42 года. Следовательно, согласно второму пункту, рождение пророка Заратуштры: 42 +258+330=630 B. C.


Базирующийся на вышеупомянутой хронологии некоторые Западные ученые установили предполагаемые даты как следующие:
A.V.W.Jackson – от 6600-до 700 B.C.
E.W.West – от 6600- до 700 B.C.

Основная причина для этой неточной хронологии - то, что тексты на пахлави утверждают, что мир длился в течение 12000 лет, и что пророк Заратуштра появился в начале 10-ого тысячелетия. Имелась установка, согласно которой, тысячелетие пророка Заратуштры совпало с крушением Империи Сасанидов. Следовательно, источники тех дней были вынуждены сжимать и уплотнять все события древней хронологии от пророка Заратуштры к Арабскому завоеванию Ирана в этом периоде 1000 лет, непосредственно предшествующих крушению Империи. Они поэтому вычислили продолжительность событий, как они могли, и в частности определили годы царствования, которые не соответствуют даже приблизительно годам царствования в исторически зафиксированной хронологии. Следовательно заявления " 258 лет перед Александром " и " 300 лет перед Александром " основаны на ненадежных данных.


Место рождения и период. Пророк Заратуштра родился между каменным и бронзовым веком. Он родился в Арья Веджа, около реки ВеДаитьи. Когда Арья Веджа очистилась после оледенения, её пространство покрывало всю северную часть внутренних степей современной Евразии, также Центрально-Сибирское плато и степи южного Урала.
Когда Заратуштра передавал религию, область Бактрии формировала центр Ирана, место, которое теперь является слиянием Афганистана, Узбекистана и Таджикистана.
Хотя место рождения Заратуштры спорно, и некоторые источники Пахлави размещают его на Западе Ирана (Азербайджан, Рагха) разумно предполагать его место рождения больше на Восток, в областях к северу и востоку от Каспийского моря. В тексте Авесты Вендидад (далее Vd.) 19 и Vd Bd. 20.32, 24.15 говорят, что дом отца Поурушаспы лежит на берегу реки Дареджи (ВеДаитьи) в Арья Веджа.


Согласно Ch.11.2 Bundahishna, большинство королей Каянской династии родилось здесь.


Имя и фамилия. Персональное имя пророка, как это указано в Авесте, является Заратуштра (Zarathushtra). В пахлави название появляется как Зартушт (Zartusht), на современном персидском и других языках, это имя принимает различных формах, но вообще Зардушт (Zardusht). Имя по-разному написано даже в древних Греческих и Римских записях, но наиболее частая форма – Зороастр (Zoroaster), который используется в английском и других европейских языках. Имя пророка по-разному объясняется, но два обычно принятых значения - "обладающий золотым верблюдом" и "золотая звезда". Спитама (Spitama) - название семейства Пророка, и это означает "самый белый, самый чистый". Это было имя его прародителя в девятом поколении. Следовательно, пророк известен как Заратуштра Спитама (Zarathushtra Spitama) в Авесте или как Зартушт Спитаман (Zartusht Spitaman) в пахлави.


Божественное назначение. Согласно Яшна (Yasna), Главе 29, когда Geush Urvan (Душа Земли) жаловалась Создателю, на загрязнения и зло, происходящие на планете, Создатель обсудивший это с Божественными Существами объявил, что имеется только одно существо, кто может исправить это – Заратуштра Спитама. Душа Земли не утешалась, поскольку она искала поддержку властного и мощного принца, в то время как согласно божественному совету средство от бед мира было - Духовная власть пророка. Наконец, после долгого обсуждения, назначение Заратуштры было подтверждено.
Рождение Пророка Заратуштры и события его жизни. Отец Заратуштры был Поурушаспа (Pourushaspa), что означает "обладающий серой лошадью". Имя его матери было Дугдова (Dughdhova), известной в настоящее время как Догдо. Это означает "молочная". Рождён он был в религиозной общине, известной как Маздаянцы 'Mazdayasni', которую он позже поддержал и включил в основу религии.


Заратуштра улыбался при рождении, из-за понимания его Божественной Миссии, которой помогают Божественные Существа. Страна была наполнена светом Божественной Славы, приветствуя его рождение. Все добрые создания Ахурамазды были в восторге и эйфории, видя Божественный Свет, но злые и ущербные существа были испуганы божественным сиянием, и опасались, что пророк положит конец их злым умыслам и действиям. Они, поэтому, делали попытки убить малыша Заратуштру. Но пророк был божественно защищен, и все такие попытки были напрасны.


Божественное Открытие. Когда Заратуштра был в возрасте 20 лет, он направился по божественному проведению на гору Ушидарена (Ushidarena), «гору божественного ума». Он оставался на горе в течение 10 лет, и посвятил время и энергию молитве, медитации и общению с Божественными Существами. Там он получил Божественное Посвящение и передачу Религии через Божественные Существа, особенно через Воху Махана (Vohu Manah) и Сраоша (Sraosha). Ушидарена может пониматься и в аллегорическом смысле, а не как физическая гора.


Ранние трудности. В возрасте 30 лет, он возвратился в народ и начал проповедовать религию. В начале, Пророк прошел через трудности неверия и не имел поклонников. Злой дух приказал демону обмана убить Заратуштру, и демон устремился угрожающе на Пророка. Заратуштра пропел короткую молитву Ахуна Ваирья (Ahuna Vairya), и демон убежал, объявляя свое поражение. Он чувствовал, что демоны планировали его смерть. Крайне беспомощный, Злой Дух пробовал умиротворить и покорить Пророка, предлагая королевскую власть, как подкуп для отказа от веры в Ахура Мазду. Отклоняя прямое предложение, Заратуштра твердо ответил: "Никогда не откажусь от веры - даже если мое тело, жизнь и сознание разорвали бы на куски!"


Социальный статус Заратуштры. Нет прямых указаний в Авесте о семейной жизни Пророка. Но книги на пахлави и персидском говорят о том, что его жену звали Хавови и было у него три сына – Изад Вастра, Хаурват Нар, Куршед Чехер и три дочери – Френи, Трити, Поуручисти. Также говорится, что три духовных сына пророка Заратуштры родятся в последующие времена. Хушидар, Хушидар Мах, Сошёс будут спасителями мира. В Зороастрийской традиции нет запрета на семейную жизнь, наоборот это считается важным для духовного роста. В более поздней литературе отмечается, что жена и дети пророка могут рассматриваться аллегорически, как его духовные качества.


Ученики Пророка. Наконец, провидением Ахура Мазды, Пророк Заратуштра одержал победу. Его первый ученик был его дядя Маидиоимаонга, сын Арастьи. Другие ученики Пророка были Ашмокхавант, Саена Ахумстут, Исатвастра, Урвататнара и Хваречитра.


Пророк Заратуштра проповедовал религию во дворе короля Виштаспа. После того, как интеллектуальные обсуждения и духовные опыты короля Виштаспа привели к признанию его, как истинного пророка Ахура Мазды, Виштасп стал королем-патроном. Кроме того, члены его королевского семейства, королева Хутаоса (Кetayun), его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Пророка Заратуштры. Позже религия была принята всеми жителями Ирана.
Восхождение Пророка Заратуштры. В Авесте нет никаких указаний, прямых или косвенных, относительно кончины Пророка. Это упомянуто только в пахлави и персидской литературе. Специальный термин, используемый в пахлави для кончины Пророка - vihez i zartusht' - восходящий. В книге Денкарт (Denkard VII, преамбула Ch. IV и V) Саддар Бундахишн (Saddar Bundahishn) говорит, что после выполнения его миссии Заратуштра ушел к прародителям рода в Арья Веджае (Airan Vej)


Поздняя персидская традиция сообщает, что Пророк был убит туранским воином тур-бара-Туром, а пророк, в возмездии убил того, бросив в него четки. Это кажется, невероятным, поскольку Заратуштра, на основании его собственной Божественной Энергии (Khvarenangh) был настолько неукротим, что даже Злой Дух (Angra Mainyu) не был способен вредить ему. (Denkard, Vd.19, Ashi Yasht 2.20, Zamyad Yasht 80,81, Yasna 9.12,13). Таким образом, чтобы обычный смертный убил Пророка, кажется невероятным. Может иметься другая версия, которая объясняет это, поскольку согласно Бахман Яшт (Bahman Yasht) умервщление тур-бара-тура было необходимо для сохранения и восстановления страны.


Согласно более поздней традиции, Заратуштра скончался в возрасте 77 лет и 11 дней. День кончины Пророка известен на гуджарати, как «Зартошт но дишо»; и это празднуется в настоящее время в месяце Маха (Roz Khorshed, Mah Dae).


Письменное наследство. Величайшее богатство подаренное Заратуштрой миру были его книги в 21 томе на языке Авеста. Это было в такой древности, когда искусство чтения и письма ещё не было развито.
Арьянская историческая традиция о сочинении древних текстов Авесты записана в книге Денкард. На базе оной мы можем прояснить детали и сформулировать метод сочинения Авесты. По Денкард имелось две копии Авесты во времена Ахаменидов. После вторжения Александра Македонского, в 330 году до .н.э. тексты были утрачены. Есть данные, что часть их сгорела в Персеполисе, а часть была отослана учителю Александра Аристотелю в Грецию. Парфянский император Вологасес I (Valkhash) (51–77 н.э.) приказал собрать все имевшиеся фрагменты Авесты. Были найдены лишь небольшие части. Затем Сасанский император Артакшир Папакан (226-241 н.э.) попросил Дастура Тансара собрать Авесту и изготовить канонические копии. Эта работа была завершена под руководством Дастура Адарбада Мареспанда во время императора Шахпура II (309-379 н.э.). Авестийские тексты были воссозданы в 21 томе, названные Насками.


Ещё раз Авеста пострадала от Арабского нашествия и захвата Ирана в 641 н.э. Из 21 Наски Авесты, 20 Наск сохранялись до 9 века н.э. Сборник перевода 19 Наск на пахлави содержится в VIII и IX книгах Денкард. После 9 века большинство оригиналов Наск на Авесте и их пахлавских переводов были утрачены для мира.
Источники Авестийской письменности. Авеста – старейший из живущих иранский язык. Он превосходит по древности времена пророка Заратуштры. Несмотря на свою архаичность, ещё не было доказано наличие древнейшей письменности на языке. Он передавался устно из поколения в поколение. Делались попытки составить алфавит во время Ашканидов и Парфян 250 до н.э.- 226 н.э. Но окончательное оформление письменности произошло к середине Сасанидского периода истории Ирана. Тот алфавит, который используется в Авесте до нашего времени был утверждён Шахпуром II (309-379 н.э.). Он назван Дин Диберех (Dīn Dabireh) ”знание религии”.


Индо-иранские языки. Все языки индоевропейской языковой группы известные сегодня, как, славянские, германские, угро-финские, английский, италийские, индо-иранские языки (включая Авесту и Санскрит), имели общий коренной праязык, неизвестный сегодня.


Авеста – старейший язык индо-иранской группы. Не имеется другой литературы на нём, кроме текстов Авесты, поэтому язык и получил название Авеста. Слово Авеста имеет два толкования: «знание», от корня «вед» - знать, ведать и «главный текст» от «упа+ста» - установленное, утверждённое.


Тексты Авесты. Изначально они были составлены из 21 тома. Большая часть священной литературы не дожила до наших дней. Из древних работ на других языках мы знаем, что тексты были очень объёмные, и на разные темы. В Денкард говорится о соответствии 21 тома Наск и 21 слова молитвы Ахуна Ваирио, переданной Ахура Маздой Заратуштре. Эти тома были подарены им королю Гуштаспу. Сегодня сохранившиеся тексты были полностью сохранены в памяти священников и использовались в ритуалах и ежедневных молитвах. Они были составлены Заратуштрой и его ближайшими учениками.


Тексты делятся на


1. Ясна (включает Гатхи).
2. Виспарад.
3. Видевдад (Вендидад).
4. Кордех Авеста.
5. Яштс.


Первые три текста используются для чтения и молитв в Зороастрийских ритуалах. Последние два составлены из ежедневных молитв.


1.Ясна. Это слово в Авесте значит «богослужение». Важнейший из текстов, составленный из 72 глав – Хаити (Ха). Как церемониальный текст читается в ритуалах посвящённых всем духовным существам. Произносится только утром после восхода (Хаван). 17 глав Гатх высоко метафизичны, и состоят из духовных стихов записанных самим Заратуштрой.
2. Вендидид. Слово в Авесте происходит от «ви-дэво-дата» - «закон против дэвов». Вендидад разделён на 22 главы – Фрагарс. Из 21й Наск это был 19 том, иединственный, сохранённый целиком. Вендидад также имя церемонии в которой тексты зачитывают вместе с другими, сопровождая ритуалами. Церемония проводится после полуночи (Ушахин), когда злые силы природы особенно сильны.
3. Виспарад. Слово в Авесте происходит от «виспе ратаво» - владыки сезонов. Это дополнительный текст Ясны в церемонии Виспарад, проводящейся по утрам для празднования сезонных фестивалей.
4. Кордех Авеста. «Малая» Авеста. Сборник ежедневных молитв. Была составлена в IV веке н.э. великим Зороастрийским деятелем Дастуром Адарбад Махраспандом.
5. Яштс. Значит это – молитва, «яшти». Это молитвы индивидуальным духовным существам, в осносном тем, которым посвящены дни месяца Зороастрийского календаря. 23 главы составлекны по своим стилям и размерам.

http://www.cosmoenergy.ru/zoroastrizm1.htm
Asteya
II Часть. Зороастрийские доктрины: Космогония и Богословие



Каждая религия имеет ряд факторов, которые отличают ее от других религий. Каждая религия представляет на обсуждение этическую систему, которая является подобной с другими, и открытой для изучения разными людьми. Но каждая религия также представляет собственную теологическую основу и ритуальные детали, исключительные в своей особенности. Зороастризм имеет логичную и убедительную Космогонию (представление о мире), Богословие (учение о Божественной Иерархии) и четкое место человека в них.



Доктрины Зороастризма могут быть объединены следующими главами:

I. Космогония - Время

II. Теология: Бог, Духовный мир, Два Духа.

III. Материальный Мир: Человек

IV. Правила жизни в Материальном мире: Путь, Ритуальная Чистота, уважение аспектов природы.

V. Связь между этими двумя мирами: молитва, огонь.

VI. Конечная Цель: Воскресение (Frashokereti).



I. Космогония:

Космогония означает религиозную концепцию Творения. Согласно этому, в начале мир был совершенным духовным Светом, в который появился Ахура Мазда. Затем он подумал о Творении, и создал Аша - Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, был создан Спента Маинью (Spenta Mainyu) – Дух Света, Красоты, идея всех форм. На основе Закона Полярности получил свое рождение Ангра Маинью (Angra Mainyu) – Дух Тьмы, энтропия. И затем был создан Духовный мир.

Согласно книге Бундахишн (пахлави), Творение происходило в течение символических 12000 лет, разделенных на четыре части, по 3000 лет каждая. Период 1000-лет упомянут, как хазаро, но это не было принято буквально - тысячу лет.



Периоды Творения

1. 6000 лет Bundehishn - "Творение".

Существуют Совершенные Духовные Создания. Нападение Ахримана на Духовных Созданий окончилось его поражением и высылкой назад, в его место существования - Безрадостную Темноту. В конце этого периода Ахриман атаковал снова. Ахура Мазда спел Ахунавар и тот был скован в течение следующих 3000 лет. Ахура Мазда совещался с Фравашисами (Духовными Хранителями) и начал период 9000 лет, после которого зло будет полностью лишено сил. Последние 3000 лет периода Ахуро Мазда, создал Духовный прототип созданий, и затем материальные создания, которые были совершенны.

2. 6000 лет Gumezishn – “Смешение».

Первые 3000 лет - Ахриман нападает и захватывает 7 материальных созданий. Начинается хаос и беспорядок, после которого появляется пророка Заратуштры. Следующие 3000 лет находятся в противоречии между Добром и Злом, которое усиливается, Спаситель будет рожден, Последний Суд, Воскресение, Рождение нового бессмертного тела и обретение Бессмертия праведными. Зло будет уничтожено.

3. Vizarishn "Разделение" Время прекратит существовать, и создания вернуться назад к их совершенному духовному состоянию.



Индусская идея относительно периодов - Юг подобна идее Хазаро. Согласно индусам имеется четыре Юги - Сатья Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга. Зороастрийская концепция Тан и Пазин (Tan-i-Pasin) подобна еврейской, христианской и исламской модели. Создания состоят их Света разной степени чистоты. Таким образом, Ахура Мазда - самый чистый Свет, Божественные Существа - следующая стадия, и затем материальные создания.



Время:

Кордад Амешаспент (Khordad Ameshaspand) управляет временем. Бесконечное время, разделено на периоды - Дарего Кадхат, они, на годы (ярья и саредха), месяцы (мах), дни (роз), и части дня (гехсы). Гахамбары - специальное время для благодарения Бога.



II. Теология.
1. Бог: Ахура Мазда.

Понятие Бог означает - Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный. Он признан единственным создателем и абсолютным правителем Мира. Ахура - владыка, и Мазда - всезнающий.

Ахура Мазда - создатель духовных и материальных миров, и всех созданий там. Он установил Законы Природы, и все создания существуют, согласно этим Законам. Законы работают во всем Космосе, в физической, мысленной и духовной сферах. Творец никогда не вмешивается, чтобы изменить действие Законов.

Он - самый благотворный Дух, и самый Духовный среди Духов. Он полон Светом, Блеском, и Славой. Силой своей мысли, Он сначала наполнял Духовные области Светом. Сверкающее солнце, самый яркий Свет, видимый нами, предстает, как наиболее прекрасный символ Творца. А красный, сверкающий огонь – «сын», или представитель Ахура Мазды на Земле. Его невозможно обмануть. Он наблюдает за всеми своими созданиям острым, пронизывающим взглядом. Он воспринимает мысли, слова, дела - которые были и которые будут созданы людьми в их жизни. Ахура Мазда - единственный Высший Судья действий человека. Он добрый, прощающий и понимающий. Он помогает человеку, как его друг и брат, если тот ведет справедливую жизнь.



2. Духовные Существа в Зароастризме



III. Материальный мир:

5. Человек:

Человек наиболее одарен из созданий Бога. Ему было доверено управление другими телесными созданиями, с помощью его мысли и речи. Человек был создан с целью и для исполнения миссии. Именно с активным участием человека, божественные существа будут способны реализовать Фрашокерети - Воскресение мира. Чтобы помогать человеку выполнять его божественную цель, он был одарен несколькими способностями.

Человек был сделан из девяти компонентов, из которых три являются физическим, три полудуховными и три духовными. Три физических компонента: Тану (оболочка, волосы, ногти, мышцы, ткань, кровь), Гаета (органы, подобно глазам, сердцу и легким) и Азди (скелет). Сами по себе эти компоненты безжизненны. Они содержат органы чувств, но не чувственные восприятия.

Жизнь дающие и мотивирующие силы - три полудуховных компонента:

Кехрпа - астральная форма тела. Все создания - включая духовные и безжизненные, имеют ее. Все сверхфизические и духовные действия связаны с ней. Кхваренанг (божественная энергия) и божественные центры (чакры) содержатся в ней. Баодх и Раван также размещены в Кехрпе. Это тело, которое перемещается во время мечтания и астральных путешествий, независимо от физического тела. Это место, где действует охрана и защита, утвержденная мантрами и молитвами. Кехрпа также имеет склонность привлечения хороших и плохих элементов из природы. Ритуал Кушти очищает Кехрпу.

Душа умершего содержится в Кехрпе до его Суда на рассвете четвертого дня после смерти. Скорость спада Кехрпы зависит от скорости распада физического тела. Проявления после смерти, которые упомянуты как призраки, которые не был способен распасться из-за своей плотной и огрубевшей Кехрпа.

Все создания - полезные ископаемые, растения, животные, люди и божественные существа имеют Астральную форму Кехрпа.

Уштан: Жизнь, теплота и энергия тела, передающие жизненность. Она пронизывает каждую клетку тела.

Физически теплота образуется процессом взаимодействия кислорода вдыхаемого воздуха и углеводами потребляемой пищи, с поступлением в кровь. Здоровье тела полностью зависит от его Уштан.

Тевиши: Это - тело, составленное из желаний, чувств и эмоций.



Три духовных компонента:

Баодх: Божественный Интеллект, который руководит условными и безусловными функциями тела. Включает работу интеллекта на различных уровнях подобно:

1. мышление, контролирующее бессознательные рефлекторные действия. Инстинктивные реакции мозга, управляющие нервной системой и безусловными функциями тела подобно дыханию и потоотделению.

2. мышление, отвечающее за подражание, которое наиболее проявляется в детском возрасте.

3. мышление, позволяющее рассуждать, устанавливать связь между причиной и следствием, получать логические заключения, осознавать моральные и этические аспекты действий.

4. Самый высокий тип мышления, который наделяет человеческое сознание способностью понимать высокие Истины.

Также Баодх получает импульсы от Фравашисов и доводит их до высшего сознания. В Авесте смерть описывается, как разделение Баодх и физического тела. Наряду с душой, Баодх присутствует во время Суда, определяющего место человека после смерти.

Среди животных, только собака обладает развитым Баодх (Вендидад.13.50). Это - известный факт, что животные не обладают интеллектом, то есть силой сравнения и понимания. Однако они обладают первыми двумя типами мышления, то есть отражают инстинкты, и подражающее мышление, следовательно, Баодх присутствует в них в этом виде.



Урван - Душа:

Человек имеет душу, которая является бессмертной, существует после распада человеческого тела и ответственна за действия человека в жизни. В Авесте слово 'душа' - Урван, и Раван на пахлави. Слово буквально означает 'выбирающая'. Душе свойственны божественные качества. Однако, в нашей жизни, она может быть ограничена в проявлениях, низкими мыслями и желаниями.

После смерти душа проходит через Суд, на основе действий, совершенных человеком в его жизни. На рассвете четвертого дня после смерти душа должна пересечь аллегорический Мост Разделения (Чинвад). Душа, проходя через Суд, далее попадает в Небесный Рай – Вахишта Аху, или В Ад – Ачишта Аху, судя по делам.



Фравашисы: ангельские Духи хранители людей, постоянного спутники, советчики и водители души в ее жизнях. Фраваши вдохновляет человека быть хорошим, добродетельным, и вести набожную, трудолюбивую, и доброжелательную жизнь. Однако, душа может воспринимать или отклонять руководство Фраваши. Следовательно, хотя они постоянные неподкупные помощники души в этой мирской жизни, но не ответственны за действия, совершенные человеком в этой жизни.

Концепция Фравашис аналогична ведическим Питрас, римским Манес, и греческим - Идеям Зороастрийское понимание тела и мира вообще, вмещает в себя и западное материалистическое, привязывающее к физическому миру, и индийское отшельническое, освобождающее от оного.

Дух, в форме Бога, Божественных существ и душ - достигает глубины причинности. Самая цель и результат материального существования состоит в том, чтобы реализовать божественность в совершенной телесной форме. Это религиозный долг каждого Зороастрийца, сделать свое тело прибежищем для божественных существ, чтобы помочь превратить весь мир в ареал их действия.



СПОСОБНОСТИ ЖИЗНИ:

Аху: Самосознание, идея относительно 'Я', 'Сам'.

Даена: Сознание человека, как социо-этно ячейки, части общественного сознания, как коллективная форма действий человека в жизни, обусловленная условиями рождения и существования, прекрасными или не очень.

Вир: Сила желания искать и получать.

Хош: Сознание, которое обслуживает и защищает душу. Через него душа получает впечатления из внешнего мира.

Кхерад: "Мудрость", способность постижения истины, наблюдает, отличает и побуждает к действиям.



Зло всегда исходит извне. В космической борьбе между добром и Злом, тело - одна из внешних стен защиты против врага. Это - уникальная идея Зороастризма. Поэтому, каждый должен всегда быть бдителен и осторожен в сохранении тела. Лучший способ - соблюдать правила ритуальной чистоты. Энциклопедическая работа на пахлави Денкард следующим образом описывает эти идеи: 'Находящийся в теле, делает свое тело подобно крепости, устанавливая защиту изнутри, призывая Язадов и не позволяя демонам войти.'

Таким образом, эмоции и качества были восприняты как независимые силы, над которыми индивидуум имел управление с помощью воли.

Эта идея находится на контрасте к Восточному и особенно Западному отношению к телу, описанному часто, как убежищу греха. Еретик Мани, в начале н.э. проповедовал идею, что человеческое тело - демон, и за это его называли ' вдохновленный демон '.



Кроме того, тело - ворота к моральной и духовной природе. Тело должно сражаться против следующих пяти демонов духа, желающих овладеть им: Жадность, Зависть, Жажда, Гнев и Позор. Таким образом, когда человек не позволяет Злу останавливаться в теле, оно не будет иметь места в нем. Когда все люди закроют врата к Злу, то оно будет, наконец, уничтожено во всем мире.

В материальном мире тело более важно, чем душа. Тело - 'скорлупка души'. Тело, с другой стороны сохраняется Мудростью Души. В том же самом тексте говорится, что тело и душа бескорыстно помогают друг другу. И тело и душа должны заботиться о себе таким способом, чтобы никакое зло не могло воспользоваться слабостью одного из них.

Пока тело живет, оно имеет силу сопротивляться злу во всех формах. Однако, как только жизнь уходит, в тело входит Насу - демон разрушения и загрязнения, и поэтому мертвое тело является самым большим источником Насу.

Человеческое тело создано из земных элементов; но в нем имеются духовные элементы – частицы Бога, без которых человек не может жить.



IV. ЗАКОНЫ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

Путь: Человек, как предполагается, идет путем Аша (праведности), которая есть Закон мироздания, приводящий к жизненной реализации. Авеста называет Аша все, что является правильным и законным. Это подразумевает все достоинства жизни, подобно правде, честности, чистоте, благочестию, преданности, трудолюбию, ответственности и свободе; и также все законы чистоты и ритуального очищения. Эти термины обозначены в Авесте как: «Хумата, Хуката, Хваршта” – праведные мысли, праведные слова, праведные дела. Аша состоит из двух частей:

а) Этика.

б) Правила ритуальной чистоты.

Свобода Выбора: Человек свободен выбрать любой из двух путей: путь Добра - достоинства, развития и гуманизма; или путь Зла - недовольства, пассивности и эгоизма. Однако, строгое предупреждение утверждено в таких условиях: человек должен будет отвечать за последствия своих действий, и получать соответственно им.

Ритуальная Чистота: Чтобы охранять себя от зла и находиться в единении с духовным миром, человек обязан соблюдать некоторые законы ритуальной чистоты в его ежедневной жизни.

Все Зороастрийские храмы огня - очищенные и освященные места, и, следовательно, они используются только Зороастрийцами. Все мужчины и женщины, священники и обыватели - должны соблюдать правила ритуальной чистоты, чтобы сохранить Божественную Энергию, в соответствии с принципами Аша и Кхварнах. Перед входом в храм огня, посещения церемонии, Зороастриец должен соблюсти правила чистоты подобно омовению, переодеванию в чистую одежду и выполняя церемонии Кушти.

Зороастрийские храмы огня построены по ритуальным границам, известным как Карша в Авесте, Каш в пахлави и Пави на парсийском наречии языка гуджарати. Эти специальные границы – борозды, каналы, отмеченные на земле или в кладке, активизируют и включают ритуальное пространство, а также ограничивают и охраняют его от внешнего воздействия. В Очищенном месте происходит возжение Святого Огня, и выполняются церемонии высшего служения. Когда ритуальное место правильно сооружено и используется, границы не пересекаются никак, и чистота сохраняется.

Как замечено выше, человек должен предоставить вместилище (Мехмани) божественным существам в своем физическом теле. Главное условие их присутствия в теле - состояние чистоты (Паки). Типы зла, которые воздействуют на человека через тело, это физическое (злые люди, дикие животные, вредные создания), моральное (плохой характер), также как и духовные (демоны). Чистота важна не только телесная, она также относится к окружающей человека среде. Для Зороастрийца, благочестие фактически начинается с заботы обо всех материальных созданиях и поддержания окружающей чистоты, так же заботы о чистоте своего людского окружения.

Человеческое тело признается священным, и это – святой долг каждого человека, чтобы сохранять его в наибольшей святости и чистоте.

Правила Чистоты помогли Зороастрийцам в сохранении тождества религиозного меньшинства в мусульманском Иране, защитили от жестокого притеснения. В Индии, те же самые правила чистоты помогли Зороастрийцам твердо, но неагрессивно исключить незороастрийцев из своих социальных и религиозных обрядов.

Некоторые современные умы рассматривают религиозную исключительность как стремление к ограничению допуска не соответствующих требованиям гигиены. Кроме того, они утверждают, что эти правила имеют мало общего с истинным Зороастризмом. Однако, объективное изучение религии показало бы, что правила чистоты сослужили очень существенную роль в социальной, физической и духовной жизни парсов. Правила чистоты неизбежны для нерасторжимой связи между физическим и духовных миром, именно они регулируют связь человека с божественным миром.

Таким образом, чтобы понять правила ритуальной чистоты, мы должны выйти за правила элементарной гигиены. Это было приуменьшающим возможности человека заблуждением некоторых ученых, приписывание правил ритуальной чистоты к простым 'физическим инстинктам и физиологической психологии'. Но, однако, затем в науке были признаны духовные импульсы, за пределами простой физиологии.

Уважение к Элементам: Все создания материального мира являются священными, и их чистота должна сохраняться любой ценой. Амешаспенты контролируют каждое создание, и таким образом мы выказываем уважение Высшим. Человек должен заботиться обо всех других созданиях и не загрязнять их, иначе он дал бы злу точку опоры. Поэтому Зороастрийские обряды, и в том числе захоронение мертвых, являются безвредными для природы.



V. Связь между двумя миром:

Молитвы: Человек должен быть в постоянной связи с духовным миром. Это возможно главным образом через молитвы и ритуалы.

Огонь: Это - важная связь между духовным и материальным миром, переносчик молитв и проявитель божественных благ. Является лучшим символом Ахура Мазды в физическом мире и, следовательно, очень уважаем.

Среди всех благодатных созданий Бога, светящиеся духовные создания занимают особенное место. Поскольку Ахура Мазда – “Дух среди духов», Он невидим для нас. Но, Он полон светом и Славой. Все светящиеся создания являются символами Ахура Мазды. Далее, самый высокий рай также назван Анагра Раочан - ' Бесконечный Свет '.

Как одно из наиболее удивительных созданий Природы, и одна из наиболее вдохновляющих эмблем Бога, огонь получил всемирное уважение и почитание почти во всех странах и религиях мира, особенно в религиях Арийских. В до-зороастрийские времена, Святые Огни были посвящены и установлены, в должным образом освященных местах, которые использовались как храмы в древнем Иране. Эта практика почитания Святого Огня возвращается к индо-иранскому периоду. Помимо древней Иранской литературы, ссылки на Святой Огонь найдены также в Ведической литературе.

Термин Авесты для видимого огня, и его тепловой энергии инфракрасных лучей, которая проницает Вселенную, является Атар. Как светящееся создание, в прямом и близком контакте с людьми, огонь в разных формах занимает важную часть в религиозной жизни человека, почти во всех религиях мира. Присутствие огня во всех Зороастрийских церемониях неизбежно, как присутствие Агни во всех Ведических церемониях.

Огонь особенно уважаем как чистая эмблема Ахура Мазды, молитвы обращаются к нему, и Зороастрийцы стремятся достичь Бога через Огонь.

Согласно Яшне 31.7, все творения были созданы Ахура Мздой из света, силой его мысли. Следовательно, огонь, свет, тепловая энергия - в основе всех созданий, и это во всей Вселенной. Самое существование, развитие, рост созданий зависит от огня, в одной из форм.



Имеются пять видов видимого и невидимого огня (Yasna 17.11):

1) Атар Берези-Саванг: огонь, горящий в Храмах в освященном очаге - Аташ Бехрам.

2) Атар Воху-Фрьян: огонь в телах людей и животных.

3) Атар Урвазишт: огонь в растительном мире.

4) Атар Вазишт: огонь в атмосфере, молнии, внутри земли.

5) Атар Спендишт: огонь, горящий в духовном состоянии в самых высоких сферах перед Богом.

Атар Язата, через красный, сверкающий огонь, будет творить Божий Суд в конце времен. Огонь совершит правосудие через жидкий металл. Эта концепция огня, являющегося божественным судьей стала источником Иранской традиции испытания жаром. Эта концепция также лежит в основе веры, что во время окончательного Преображения мира, все души будут проходить через поток жидкого металла. Чистые души не испытают боль и вред, но злые должны будут перенести несчастные страдания.



VI Конечная Цель Бытия.

Фрашокерети: Эта мирская жизнь - смесь хорошего и плохого. Однако, в конечном счете, зло должно быть побеждено, и наступит Обновление всей жизни. Это случится в очень отдаленном будущем; и это будет вызвано объединенными, сознательными усилиями людей и Духовных Существ и по велению Бога. Этот этап известен в Авесте, как Фрашокерети, и Фрашогард, на более поздних языках. Это состояние не телесного, но духовного преображения Душ.

http://www.cosmoenergy.ru/zoroastrizm2.htm
Asteya
III Часть. ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ПРАКТИКИ

http://www.cosmoenergy.ru/zoroastrizm3.htm
Asteya
АВЕСТА. СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ ИРАНЦЕВ - ЗОРОАСТРИЗМА.
1. Спросил Ахура-Мазду
Сипитама-Заратуштра:
"Скажи мне Дух Святейший,
Создатель жизни плотской,
Что из Святого Слова
И самое могучее,
И самое победное,
И наиблагодатное,
Что действенней всего?"
2. И что победоноснее,
И что всего целебнее,
Что сокрушает больше
Вражду людей и дэвов?
Что в этом плотском мире
Есть мысль проникновенная,
Что в этом мире плотском -
Отдохновенный дух?".

3. Ахура-Мазда молвил:
"Мое то будет имя,
Спитама-Заратуштра,
Святых Бессмертных имя,-

Из слов святой молитвы
Оно всего победнее
И наиблагодатнее,
И действенней всего.

4. Оно наипобедное
И самое целебное,
И сокрушает больше
Вражду людей и дэвов.
Оно в телесном мире
И мысль проникновенная,
Оно в телесном мире. -
Отдохновенный дух!"

5. И молвил Заратуштра:
"Скажи мне это имя,
Благой Ахура-Мазда,
Которое великое,
Прекрасное и лучшее,
И самое победное,

И самое целебное,
Что сокрушает больше
Вражду людей и дэвов,
Что действенней всего!

6. Тогда я сокрушил бы
Вражду людей и дэвов,
Тогда я сокрушил бы
Всех ведьм и колдунов,
Меня ж не одолели бы
Ни дэвы и ни люди,
Ни колдуны, ни ведьмы".

7. Ахура-Мазда молвил:
"Мне имя - Вопросимый,
О верный Заратуштра,
Второе имя - Стадный,
А третье имя - Мощный,
Четвертое - я Истина,
А, в-пятых,- Все-Благое,
Что истинно от Мазды,
Шестое имя - Разум,
Седьмое - я Разумный,
Восьмое - я Ученье,
Девятое - Ученый.

8. Десятое - я Святость,
Одиннадцать - Святой я,
Двенадцать - я Ахура,
Тринадцать - я Сильнейший,
Четырнадцать - Беззлобный,
Пятнадцать - я Победный,
Шестнадцать - Всесчитающий,
Всевидящий - семнадцать,
Целитель - восемнадцать,
Создатель - девятнадцать,
Двадцатое - я Мазда.

9. Молись мне, Заратуштра,
И днем молись, и ночью,
Свершая возлиянья,
Как это подобает.
Я, сам Ахура-Мазда,
Приду тогда на помощь,

Тогда тебе на помощь
Придет и добрый Сраоша.
Придут тебе на помощь
И воды, и растенья,
И праведных фраваши.

10. Когда, о Заратуштра,
Ты сокрушить захочешь
Вражду людей и дэвов,
И ведьм, и колдунов,
И кавиев-тиранов,
И злобных карапанов,
Двуногих негодяев
И лжеучителей,
Волков четвероногих,

11. Войска широколикие,
С широкими знаменами,
Поднятыми, кровавыми,
То повторяй изустно
Ты эти имена
И днями, и ночами.

12. Творец-я, Покровитель,
Хранитель и Всезнающий,
Мне Дух Святейший имя,
И мне Целитель имя,
Целебнейший - мне имя,
И мне Служитель - имя,
Священнейший Служитель,
И мне Ахура имя,
Еще мне Мазда имя,
И Праведный мне имя,
Всеправедный мне имя,
Мне Благодатный имя,
Всеблагодатный - имя,
И мне Всезрячий - имя
И Самый-Зрячий имя,
И Очень-Зоркий имя,
И Самый-Зоркий имя,

13. Мне имя - Наблюдатель,
Преследователь - имя,
Мне Созидатель имя,

Мне Охранитель имя,
И мне Защитник имя,
И Знающий мне имя,
Всеведающий - имя,
Ещ„ мне Пастырь - имя,
Я - "Слово скотовода",
Еще - Властолюбивый,
Еще я - Самовластный,
Еще я - Добровластный,
Мне имя - Мягковластный,

14. Мне имя - Необманный,
Мне имя - Безобманный,
Мне Сохранитель - имя,
Мне Сокрушитель - имя,
Я - Наповал-Разящий,
Мне имя - Всекрушащий,
Мне имя - Всетворящий,
Доброблагой мне имя,
Полноблагой мне имя.
Мне имя - Благотворный,

15. Я - Действеннополезный,
Действительно-Полезный,
Мое Полезный имя,
И Сильный - мое имя,
Мне Всемогущий имя,
И Истинный мне имя,
Высокий - мое имя,
И Властный мое имя,
Властнейший - мое имя,
Еще - Благоразумный,
Умнейший - мое имя,
Мне Дальновидный имя,-
Вот эти имена.

16. Кто в этом плотском мире,
Спитама-Заратуштра,
Все имена изустно
Промолвит днем ли, ночью,

17. Промолвит ли вставая,
Промолвит ли ложась,
Повязывая пояс,
Развязывая пояс,
Из дома уходя,
Из рода уходя,
Страну ли покидая,
Иль приходя в страну,

18. Того не одолеют
Ни в этот день, ни ночью
Всех Яростью гонимых
Зломыслящих орудья,
Ни молоты, ни стрелы,
Ножи и булавы,
И камни не сразят.

19. Имен всех этих-двадцать,-
Защита и охрана
От мыслимой всей лжи,
И гибели греховной,
И пагубного грешника,
Лжеца от смертоносного,
Исчадья Анхра-Манью.
Они дают защиту
Как тысяча мужей".

20. "Кто защитит нас, Мазда,
По слову твоему?
Наставь меня быть миру
Целительным главой.
С благою мыслью Сраоша
Пускай придет к тому,
К кому ты пожелаешь".
21. Хвала да будет Хварно
Могучему, кавийскому!
Хвала Арианам-Вайжда
И благу, Маздой данному!
И водам Датьи слава
И чистым водам Ардви!
Хвала благому миру!

"Как наилучший Господь..." (Десять раз).

"Истина - лучшее благо..." (Десять раз).
22. Мы молимся молитвам
"Ахуна-Варья" сильной,
"Аша-Вахишта" милой,
Святым Бессмертным молимся,
Мы почитаем Силу,
Довольство, Мощь, Победу,
И Власть, и Хварно чтим,
Ахура-Мазде светлому,
Благому поклоняемся.
"Молитвы тем приносим,
Кому признал молиться
Ахура-Мазда благом".

23. "Как наилучший Господь..."

(Два раза).
Хвалю хвалу, Молитву,
И мощь хвалю, и силу
Ахура-Мазды светлого
И преблагого.
"Истина - лучшее благо..."

24. "Храни же мужа верного
Вовеки, Заратуштра,
Врага от вероломного,
Пусть не ударят верного,
Вреда не нанесут ему,
Пусть не ограбят верного,
Того, кто чтит закон,
И нас, Святых Бессмертных,
Чтит жертвой величайшей-
Малейшею из жертв.

25. Благая Мысль - творенье
Мое, о Заратуштра.
И Истина, что Лучшая, -
Творение мое.
И это Власть Желанная -
Святое Благочестие -
Творение мое.
И Целость и Бессмертие -
Для праведных награда
В потустороннем мире,-
Творение мое,
Спитама-Заратуштра!

26. Познай же и пойми,
О Заратуштра верный,
Моим умом и знаньем,
"Как будет лучший мир",
"Что будет в конце мира?"

27. "Тысяча средств, мириад средств"
(Три раза) .
Святого Благочестья.
Разрушьте Благочестьем
Святым всю их вражду,
Им уши закрывайте,
За лапы их держите,
И ноги их крошите,
И связывайте их.

28. Праведный, о Мазда,
Осилит ли лжеца?
Лжеца осилит праведный,
И Ложь осилит праведный.
Ушам Ахура-Мазды
Мы молимся, что слышат
Божественное Слово,
Уму Ахура-Мазды
Мы молимся, что помнит
Божественное Слово.
И языку помолимся
Ахура-Мазды, что
Изрекает Слово.
Горам этим помолимся
Ушиде, Ушидарне,
И днем, и ночью верно
Свершая возлиянья,

29. Промолвил Заратуштра:
Святого Благочестья
Обоими глазами
Распластан негодяй.

30. "Тысяча средств, мириад средств".
И праведного мужа
Помолимся фраваши,
Чье имя - Асмо-Хванва,
И праведных фраваши

Я помолюсь усердно,
И древу Гаокэрна,
Могучему и сильному,
Гаокэрна, Маздой данному,
Помолимся усердно,

31. Ушам Ахура-Мазды
Мы молимся, что слышат
Божественное Слово.
Уму Ахура-Мазды
Мы молимся, что помнит
Божественное Слово.
И языку помолимся
Ахура-Мазды, что
Изрекает Слово.
Горам этим помолимся
Ушиде, Ушидарне,
И днем, и ночью верно
Свершая возлиянья.

"Истина - лучшее благо..." (Три раза,
начиная со слов "И праведного
мужа..."

32. Творенье почитаем
Святого Благочестья...
Что первые поистине
Из праведных от Истины.
Из всех самым великим
Владыкой и главою
Ахура-Мазда будет -
На гибель Анхра-Манью
И Ярости кровавой,
И всех мазанских дэвов,
Всех дэвов на погибель
И грешников-лжецов, -
К победе благодатного
Ахура-Мазды светлого,
И всех Святых Бессмертных,
И Тиштрии-звезды,
Блестящей и счастливой,
И праведного мужа,
К победе всех творений
Святого Духа праведных.

33. "Истина - лучшее благо..."
Дай ему счастье и благо,
Дай ему тела здоровье,
Дай выносливость тела,
И тела победную силу,
Дай добро изобильное,
И потомство удачное,
Жительство многолетнее,
Дай ему праведных светлую
Лучшую жизнь всеблагую.
"Истина-лучшее благо..."
Тысяча средств, мириад средств.

(Три раза)
"Истина - лучшее благо..."
Приди на помощь, Мазда! (Три раза)
Силы благолепной, благородной,
Вэртрагны богоданного,
Победоносного превосходства,
И Рамана добропастбищного,
И Вайу превозмогающего,
Высшего средь творений
Тою своею частью,
Что от Святого Духа,
Тверди самодержавной,
Времени безграничного,
Времени долговечного.
"Истина - лучшее благо.
Благо будет, благо тому,
Чье Истине лучшей благо".

http://www.panasia.ru/main/iran/religion/1.html
Vesta
я писала в универе курсовую по зороастризму.. smile.gif
аж воспоминания нахлынули, стока книг тогда перелопатила...
Asteya
Фредди Меркюри родился в Пуне, и был парси. Только его похоронили не по обычаям парси.

Asteya
Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также нехоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (безкрыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются двачувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, сдругой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,неприязнь, месть.
Vesta
Цитата(Asteya @ 12.2.2007, 16:33) *

Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также нехоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (безкрыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются двачувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, сдругой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,неприязнь, месть.


у меня есть знакомая тетенька из Карачи, он парси, она уже 15 лет, как переехала из Ирана в Пакистан, я сначала думала, что она мусульманка, но потом выснилось, что нет...она мне о некоторых обычаях рассказывала. Очень волевая женщина, вице-перзидент огромной текстильной компании
Asteya
Представители данной культуры в Индии

Вледелец ТНК "Тата" Ратан Тата,одной из крупнейшей в Индии, семеиный бизнес во многих областях, машиностроение, сталь, часы, ювелирные изделия, вообщем все.

Asteya
Цитата(Vesta @ 12.2.2007, 19:16) *

у меня есть знакомая тетенька из Карачи, он парси, она уже 15 лет, как переехала из Ирана в Пакистан, я сначала думала, что она мусульманка, но потом выснилось, что нет...она мне о некоторых обычаях рассказывала. Очень волевая женщина, вице-перзидент огромной текстильной компании


Веста, расскажи об этой религии и ее представителях, все что знаешь, мне это очень интересно..please


Vesta
Цитата(Asteya @ 12.2.2007, 17:04) *

Веста, расскажи об этой религии и ее представителях, все что знаешь, мне это очень интересно..please


я сегодня почитаю твои статьи и добавлю, что помню из своей работы... wink.gif

а про вот эту женщину - могу сказать, очень сильная натура, она одна воспитывает дочь, очень сдержанная, вообщем, мне очень она нравится. Совсем не женщина Востока, которая "за мужем", потому я так удивилась, ведь думала, что она мусульманка сначала, она шалвар носит всегда...
а потом когда я узнала, что она парси, тогда поняла, чем разница объясняется...

кстати, единственная виденная мною женщина настолько на высоком посту. Ну. может, это только в текстиле так... unsure.gif
Asteya
я помню мы по философии про "Что сказал Зараостра", проходили, помню чушь такая была, не понимала я тогда ни религии, не культурологии, т.е. поверхностно лишь бы сдать.. А сеичас интересно...
Asteya
Мне про их обычаи в повседневной жизни узнать бы, нет знаконых этой религии, Иранцы есть, но они мусульмане, притом не ортодоксальные.
Vesta
Цитата(Asteya @ 12.2.2007, 18:32) *

Мне про их обычаи в повседневной жизни узнать бы, нет знаконых этой религии, Иранцы есть, но они мусульмане, притом не ортодоксальные.


вот у меня только та знакомая моя и есть парси, но к сожалению нет возможности ее распросить подробно о ее религии и обычаях... huh.gif

нет, я помню, мне очень было интересно ту работу по зороастризму писать, а сейчас уж почти все забыла, вот у тебя тут почитала много интересного...

не знала, например, что в Индии последователей этой религии так много
Norna
А вы знаете, что в 1987 году на территории Южного Урала был открыт город АРКАИМ? smile.gif
Сегодня в этой зоне открыты 22 города (весь район - 400 км с севера на юг, и 200-300 с запада на восток историки называют страной городов). Аркаим (18-16 века до н.э.), современник египетского Среднего царства, крито-микенской культуры и Вавилона отличается от этих древнейших очагов цивилизацции тремя исключительными особенностями: здесь жили люди европейской расы, огнепоклонники, предшественники ариев....
В конце 1980-х годов здесь строилось водохранилище. Но, проводя раскопки в зоне будущего затопления, археологи сделали редкое открытие - идеально сохранившийся древний город, которому уже более 4 тысяч лет.
Стройку водохранилища прекратили - Аркаим стал одной из крупнейших археологических находок ХХ века. Уникальность Аркаима составляют археологические памятники, многие из которых старше легендарной Трои! blink.gif
Аркаим - это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр с хорошо развитой металлургией, и жилой поселок. Археологи нашли здесь литейные формы, наборы кузнечных орудий, искусные изделия из бронзы и керамики.
Указания на то, что арии пришли в Южную Азию с севера, имеются в РИГВЕДЕ и АВЕСТЕ. По типу захоронений в Аркаиме можно точно утверждать, что в городе жили протоарии.
Прямо в жилых домах стояли печи для выплавления меди и бронзы, из которых делали оружие и хозяйственные инструменты; в захоронениях аркаимцев были найдены скелеты лошадей и колеса от колесниц - значит, на Южном Урале, ВПЕРВЫЕ на земле была приручена лошадь и запряжена в боевую колесницу.
Существует гипотеза о том, что именно в окрестностях АРКАИМА находится могила легендарного пророка ЗАРАТУШТРЫ (ЗАРАТУСТРЫ). Основной исследователь его жизни Мэри Бойс в своей книге ЗОРОАСТРИЙЦЫ относит деятельность ЗАРАТУШТРЫ к 1700-1500 г.г. до н.э. Она утверждает, что он был общеарийским проком и жил в азиатских степях к востоку от Волги. В 1987 году на территории Южного Урала был открыт город. Назвали его Аркаим, как и соседнюю гору.
16 мая 2005 года Президент России В.Путин впервые побывал в Аркаиме.
Если сегодня встать в центр маленькой круглой площади Аркаима и оглядеться, то лежащие выше окрестные сопки и горы формируют несколько визуальных реперов, позволяющих с их помощью фиксировать восходы и закаты небесных светил.
Именно в центре этой площади и побывал Путин; считается, что это очень важная точка концентрации духовных сил Евразии. huh.gif
Вершины сопок и гор служили аркаимцам “прицелами”, “мушками” же являлись упомянутые в АВЕСТЕ двери, а также окна, башни и специальные желоба на крыше. Таким образом, АРКАИМ – то же самое, что знаменитый СТОУНХЕНДЖ в Южной Англии, только гораздо более точный.

Цитата(Vesta @ 13.2.2007, 0:27) *

я писала в универе курсовую по зороастризму.. smile.gif
аж воспоминания нахлынули, стока книг тогда перелопатила...


Ух ты, а где ты училась??? smile.gif
Vesta
Цитата(Norna @ 27.4.2007, 2:57) *

Ух ты, а где ты училась??? smile.gif


я училась в Краснодаре, и факультет нефилософский, просто у нас преподаватель дотошный был и вот я на 2 курсе такое учила smile.gif
но мне понравилось тогда, потому и перелопатила много книжек и помню кое-что до сих пор smile.gif
Meerabai
Интересный сайт русского анджомана (зороастрийской общины у нас, в России). Я его, правда, не до конца прочитала, он большой. Но мне интересно то, что зороастризм, я думала не прозолетическая религия, на самом деле, можно стать парси любому человеку.

Ссылка на сайт:http://blagoverie.org/
Meera
Цитата(Asteya @ 12.2.2007, 14:02) *

Представители данной культуры в Индии

Вледелец ТНК "Тата" Ратан Тата,одной из крупнейшей в Индии, семеиный бизнес во многих областях, машиностроение, сталь, часы, ювелирные изделия, вообщем все.




У Индиры Ганди был муж парси. При этом Раджива Ганди можно тоже было бы считать парси, не знаю, кем он был, но его кремировали.
Я всегда восхищалась Татой, теперь он еще оказался и парси. rolleyes.gif
ПрынцеССкА
Я вааще ничего не знаю об этой религии, первый раз слышала слово Парси в фильме про Мухаммада Джина. Мухаммад Джина, он же Каиди Аъзам был президентом Пакистана, это его лицо в купюрах пакистанских рупий. Так вот он женился на девушке, которая была парси. Но во время никаха, она становится мусульманкой. Жена его умирает от рака, у него остаётся его прекрасная дочка. Когда дочка становится совершеннолетней, Каиди Аъзам зовёт её к сибе и говорит что ей уже замуж пора. Она отвечает что она полюбила одного парня который Парси. Каиди Аъзам говорит ей:-ты доча вождя, ты только скажи и будет длинная очередь хороших парней, которые бы просили твоей руки. Ну почему же ты должна выходить замуж за парси?
На что его дочь отвечает:-Вы ведь тоже женились на женщине которая была Парси.
Она выходит за того Парси замуж и уезжает в Индию.
Щас её внук Несс Вадиа(известный финансовый магнат), , проживает в Австралии. Он хочет женится на Болливудской актриссе Притти Зинте.
Вот они вместе rolleyes.gif

Kashmir
Для поддержания жизнедеятельности темы о парсах, вот ссылка на интересный сайт о зороастризме:

http://zoroastrians.net/


Самые читаемые статьи:

загрузка...
Написать сообщение: