Горячее:
Для новичков
На заметку

postheadericonИдущие по ДАО

Гора-будду
Смотрим ВикиПедию http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BE

---------------------

Дао

Дао (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

Концепция Дао

Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение („10 000 вещей“). Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого противоположности, из согласованности которых получается перемена, движение и взаимное проникновение и вследствие этого возникает мир. Дао - это как принцип имманентности, так и трансцендентности. Это представляет наивысшее состояние бытия. В его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса.

Согласно Лао-Цзы (Lǎozǐ) Дао порождает единицу - ци (Qi 氣), единица порождает два - Инь и Ян (кит. 陰陽), которые порождают три и весь проявленный мир (кит. 萬物 / 万物, wànwù). То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как пустота и существования (кит. 無 / 无, wú, кит. 有, yǒu), и собственно неописуемо в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов.

В понятиях классической литературы Дао представляется как необъяснимый, далекий и вечно чистый дух - мать космоса, как все это пронизывающее, обширное и цель существования; даже небытие, и происхождение существования. Это действует без активности и намерения, вещи происходят из него и получают её порядок. Дао вызывает какую-либо перемену и все же, сам пуст и не активен. Это упорядочивает без того, чтобы господствовать. Каждое существо и каждая вещь владеет собственным Дао и следует собственной дорогой и принимается как мудрое Дао. Бездействие также практикуется, поскольку Дао упорядочивает вещи самостоятельно и не нужно вмешиваться в этот естественный порядок.

Дао можно понимать как обширный всемирный принцип, рационально недоступный, и человек должен как можно меньше сознательным действием и стремлением мешать этому принципу, должен жить более интуитивным способом. Не только у человека есть часть в Дао, но и каждая вещь и существо имеет собственный Дао и собственную дорогу. Каждое существо на его дороге неповторимо в его изменениях и проявлениях. Дао обнаруживается как постоянное движение и изменение, которое указывает на опыт существования, а не на понимание неподвижных интеллектуальных программ.

Даосизм

В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Всемирную известность понятие Дао получило во многом благодаря классическому даосскому тексту Дао Дэ Цзин, который наряду с Библией и Бхагавад-гитой является одним из наиболее переводимых на иностранные языки текстов. Непосредственно с понятием Дао связан и известный литературный памятник китайской культуры Дао цзан — «Сокровищница Дао».

В философии неоконфуцианства термин «дао» большей отождествляется с термином «ли» («принцип») и противопоставляется материальному субстрату «ци». Основатель рационалистической системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность дао человека и окружающего мира.

Дао в Дао Дэ Цзин

В Дао Дэ Цзин Дао упоминается во многих местах. Существует множество оттенков значений в различных переводах этой работы. Ниже приведен первый станс, описывающий Дао:

ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.

Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],
а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.

Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.

Ян Хин-шун. «Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение». Москва,1950
---------------------

Более полная статья там же на английском: http://en.wikipedia.org/wiki/Tao
Гора-будду
Из известных мне современных опубликованных западных трактовок:

Бенджамен Хофф, "Дао Винни-Пуха"
Бенджамен Хофф, "Дэ Пятачка"

Навскидку ссылка для скачки из поисковика: http://lib.aldebaran.ru/author/hoff_bendzh..._dao_vinnipuha/

Самые читаемые статьи:

загрузка...
Написать сообщение: