Горячее:
Для новичков
На заметку

postheadericonШиизм

Saniya
По просьбе Fantom и sameera открываю эту тему... 10.gif Может будет немного сумбурно - но попробую рассказать поподробнее все. Также попытаюсь ответить на вопросы ax.gif 10.gif

Цитата
Шии́ты (араб. ‎‎шиа شيعة — приверженцы, группировка, фракция, партия) — общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама, признающих право потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину - умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.

Это определение дается Википедией...
К сожалению, очень мало русских источников о шиизме и о том, что и как. Поэтому основную литературу приходилось читать на английском языке. Вот теперь побробую рассказать... smile.gif
Действительно shi'a - означает follower, т.е. последователь, приверженец учений Пророка (SAW) и его самого близкого друга и сторонника Али (a.s.), которого он постановил главным после себя.

Сторонники и последователи Али (a.s.), учитывая положение, которое он имел пред Пророком (saw), его приближенными и мусульманами, были уверены, что преемственность после смерти Посланника Аллаха будет принадлежать Али (as) и внешнее положение дел и событий, за исключением тех дней, когда великий Пророк (saw) был болен, подтверждают их мнения. Но вопреки их ожиданиям, сразу после смерти Пророка, когда еще его труп не был предан земле и его семейство и некоторые сподвижники были заняты похоронами, пришло известие, что группа лиц, впоследствии получивших название большинства, очень быстро и без совета с семьей пророка и, не поставив их в известность, избрала халифа и правителя для мусульман и поставила Али и его приверженцев перед свершившимся фактом.
Именно после данного события произошло некое отделению меньшинства от большинства и последователи Али (as), то есть шииты от Али, получили известность в обществе. В то же время правящий аппарат, как требовала политика того времени, был начеку, чтобы вышеназванное меньшинство не обрело популярность и не произошло раскола общества на меньшинство и большинство, ибо халифат они считали законным, а протестующее меньшинство - стоящим вне закона и называли их противниками халифата.

Алул-бейт, иногда пишут Ахль-Бейт, - это тесный круг семьи: жена, сын, дочь и прислуга, или просто близкие родственники. Но Алул-Бейт Пророка (SAW) на основе Корана и сунны отличается от вышеописанных значений. На основании многочисленных преданий в состав Алул-Бейта входят Пророк Мухаммад (SAW), имам Али, Фатима, Хасан, Хусейн (a.s.). Другие близкие родственники и даже жены Пророка и мать Фатимы (a.s.) Хадиджа Кубра и его родной сын Ибрагим не входят в его состав.
На основе этих же преданий девять имамов из двенадцати, которые являются потомками имама Хусейна (a.s.), входят в состав Алул-бейта:
1- На основе 33-его коранического аята суры «Ахзаб», в котором сказано:
«Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением» видно, что они отличаются святостью и никогда не грешат.
2- На основе пророческого предания; Сакаляйн, Алул-Бейт всегда близки к Корану и неотделимы от этой книги и им не свойственно ошибаться в объяснении смысла коранических аятов. Их слова и действия являются решающими аргументами, так же как и пророческие, и в это верят последователи Пророка и его непорочного рода.

Есть в шиизме еще и такое понятие как panj tan pak - что означает "5 чистых людей", или пятеро свободных от грехов, пороков. Эти пятеро как раз - Пророк Мухаммад (SAW), имам Али, Фатима, Хасан, Хусейн (a.s.)


Добрррая Кобра
Saniya, спасибо 10.gif Вопросы буду задавать, когда осмыслю прочитанное smile.gif
Saniya
Великий Пророк (saw) в связи с вопросом преемничества и управления мусульманским обществом не только не ограничивался туманными высказываниями или намёками, но и с первых дней своего приглашения он открыто заявил о необходимости преемничества и поставил этот вопрос в один ряд с монотеизмом и пророческой миссией. Пророк назначил Али (as) своим преемником и повелителем мусульман в религиозных и общественных вопросах.
На основе достоверных преданий, в первые дни отрытого призыва к Исламу Мухаммад собрал своих родственников и на этом собрании сообщил им о преемничестве и руководстве имама Али.

А вот вам краткая история Гадир Хум...

После прощального паломничества в Мекку, посланник Аллаха направился в Медину, в пути ему ниспосылается аят: «О, посланник! Передай то, что ниспослано тебе от Твоего Господа, если ты этого не сделаешь ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей поистине, Аллах не ведёт людей неверных» (Коран, 5:67).
Остановившись в местности Гадир Хум, все приготовились к совершению обеденной молитвы «Зохр». После молитвы посланник Аллаха приказал соорудить из верблюжьих седел возвышенность, поднявшись на нее, чтобы его было видно, он обратился к людям (а их было ни много, ни мало, а 120 тысяч человек) и сказал: «Скоро я покину этот браный мир! Я имею определённые обязательства, и вы также имеете их»... Затем посланник Аллаха сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи, как вы будете с ними обращаться после меня?»
Среди людей раздался голос: «О, посланник Аллаха, что это за две вещи?» Тогда посланник Аллаха сказал: «Ценность первая и великая - Коран, держитесь за вервь одна часть которой у вас в руках, другая у Аллаха. Держитесь её и не заблудитесь. Что касается второй ценности, то это мой род (Ахл аль Байт). Аллах великий сообщил мне, что они никогда не отделятся друг от друга, пока не присоединяться ко мне у райского источника. Не обгоняйте их (Коран и Ахл ал Байт), погибните! Не отставайте от них, погибните».
Затем люди увидели, что посланник взял за руку Али и, подняв её, сказал: «Кто более имеет прав по отношению к верующим, чем сами они?» Все сказали: « Аллах и его посланник лучше знают!» Тогда посланник Аллаха сказал: «Кому я покровитель тому и Али покровитель!»
Пророк повторил это 4 раза. Затем он, обращаясь к Аллаху, сказал: «О, Аллах! Люби, того, кто любит Али, и враждуй с тем, кто враждует с ним. Помогай тому, кто помогает ему, и унизь того, кто стремится унизить его! И пусть истина будет всегда с ним, где бы он ни был!»
После того как посланник Аллаха закончил проповедь, был ниспослан аят: «Сегодня я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас свою милость, и удовлетворился Исламом как религией» (Сура 5, аят 3).
После чего люди стали поздравлять Али с заместительством, тогда Абу Бакр и Умар подошли к Али и сказали: «Поздравляем, поздравляем! О, Али! Теперь ты господин и предводитель каждого правоверно!»
Хисан ибн Сабит, попросив разрешение у посланника Аллаха, сочинил стихотворение о этом великом событии. Вот некоторые отрывки из этого стихотворения:
И сказал пророк: «О, Али, встань! Поистине, я доволен тобой после себя имамом и ведущим истинным путём».
Это краткая история событий в Гадир Хуме.

Необходимо отметить, что кроме шиитских учёных события Гадир Хума привели в большом количестве суннитские учёные. Вот некоторые из тех, кто привёл эти события в своих книгах:
Хафиз Абу Саид Саджистани, Абу Наим Исфахани, Абу Хасан Вахиди Нишапури, Ибн Асакир (Шафии), Фахр Рази, Ибн Сабаг Малики, Джалаладдин Суйюти, Алуси, Кандузи, Бадриддин (Ханафи), Шайх Мухаммад Абда (Мисри) и многие другие. Однако многие суннитские учёные хоть и привели в своих книгах события Гадир Хум, но, боясь фанатизма, стремились не придавать ему большого значения.

Если даже отставить хадис «Гадир» в сторону, существует большое количество хадисов указывающих на право Али и его потомков на правление исламской уммой. Так хадис «Сакалайн», другие хадисы непосредственно указывают на необходимость следовать Алул-Бейт (людям дома пророка). Большое количество суннитских учёных однозначно указывает на то, что Али, и его прямые потомки имеют право на руководство исламской общиной. Эти доводы мы можем найти в суннитских книгах, как по хадисам, так и по тафсирам. И для всех свободомыслящих людей истина остаётся открытой. Аллах говорит в священном Коране: «…Чтобы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и чтобы жил тот, кто жил при полной ясности» (Сура 6, аят 42).
Saniya
Одновременно с этим, Пророк (saw) определил число и имена имамов, которые должны стать преемниками Али и указал на их особенности.
В известном шиитам и суннитам сказании приведено, что Пророк сказал:
- «Имамов всего двенадцать и все они из племени Курайш».
И в сказании, переданном Джабиром Ансари, сказано:
«Имамов всего двенадцать», - сказал мне Пророк, - ты увидишь пятого имама, передай мой привет ему», - добавил он».
Пророк Мухаммад назначил Али (a.s.) преемником. Имам Али также назначил после себя преемника. И каждый из последующих имамов поступали подобно Али (a.s.).
Saniya
Цитата(Fantom @ 9.1.2009, 12:29) *

Saniya, спасибо 10.gif Вопросы буду задавать, когда осмыслю прочитанное smile.gif

Я буду еще постепенно добавлять информацию... сейчас особо времени нет ax.gif
sameen
Saniya, спасибо, очень интересно. Жду продолжения smile.gif 10.gif
Saniya
Почему Али (a.s.) нельзя считать простым человеком?

Даже само рождение Али (a.s.) было чрезвычайно необычным. Он единственный в мире человек, рожденный в Каабе...
По свидетельству ибн Кунаба:
Цитата
Я с Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом и группой людей сидел около Каабы. К Каабе подошла Фатима дочь Асада, и встав напротив священного дома, обратилась к Аллаху со словами: «О, Господи мой! Я уверовала в Тебя, Твоих Пророков и небесные книги, которые Ты ниспослал. Я признаю слова моего предка Ибрахима (Авраама), построившего по Твоему приказу основы этого храма... О, Всевышний! Ради Ибрахима и этого ребёнка, которого я вынашиваю в своём чреве, облегчи мне мои роды!». Тут произошло чудо! Неожиданно для нас одна из стен священной Каабы открылась. Фатима бинт Асад вошла в священный дом, после чего стена вновь приняла прежний вид... Мы вскочили со своих мест, изумлённые и поражённые увиденным зрелищем. Подойдя к тому месту, мы тщетно пытались открыть расколовшуюся стену, которая на наших глазах скрыла женщину. Тогда мы поняли, что в этом была какая-то божественная мудрость, которую мы не в состоянии постичь... Через четыре дня эта женщина вышла из Каабы, держа на руках маленького младенца. Фатима дочь Асада сказала, что ей приказано назвать сына Али.

Это событие произошло в пятницу тринадцатого числа в месяц раджаб в двадцать третьем году до хиджры.
Saniya
Надо справедливости ради отметить, что до сих пор трещина на углу Каабы сохранилась, и как ни пытались различные мастера заделать ее, она и по сей день свидетельствует о том событии. Кстати, имени Али тоже не существовала в Аравии вплоть до данного случая...

Еще довольно интересный хадис говорит о том, что Али (as) был неординарным ребенком:
Когда он родился, он очень обеспокоил свою мать тем, что не открывал свои глаза более двух дней. Тогда, отчаявшись она принесла его Пророку (SAW) и рассказала о случившимся. Когда же Пророк, улыбнувшись, взял на руки Али - он открыл глаза, дабы первым, что он увидет в бренном мире, был именно Пророк (saw).

В течение трёх лет после начала пророческой миссии Посланник Аллаха (saw) не получал приказа Аллаха призывать людей к Исламу открыто. В этот период только небольшое число людей приняло Ислам и первым среди мужчин был Али (as), а среди женщин - жена Пророка (saw) Хадижа.

Когда был ниспослан аят «Призывай свою ближайшую родню», Али (as) по приказу Посланника Аллаха пригласил в гости к Пророку (saw) сорок человек из родственников, среди которых были Абу Лахаб, Аббас, Хамза. Посланник Аллаха приготовил еду, которая с трудом насытила бы одного человека, но по воле Аллаха угощения хватило на всех. Пророк хотел призвать всех родственников к Исламу, но Абу Лахаб сказал: «Мухаммад вас разочаровал». Этого было достаточно, чтобы все покинули собрание, так и не выслушав речи Пророка. Посланник Аллаха на следующий день снова пригласил родственников к себе домой, и сразу же после еды он начал речь, сказав: «О, дети Абд аль Мутталиба! Среди всех арабов вы не найдёте никого, кто мог бы принести что-либо подобное тому, что принёс вам я. Я принёс вам счастье и добро в этом и ином мире. Всевышний Аллах дал мне приказ призвать вас к Нему. Кто же из вас готов помогать мне на этом пути, и быть моим братом, заместителем и халифом?». Посланник Аллаха три раза повторил эту фразу, и все три раза только Али поднимался с места и выказывал свою готовность помогать Пророку. Тогда Пророк, указав на Али, сказал: «Это мой брат, заместитель и халиф среди вас после меня. Слушайтесь и повинуйтесь ему во всём».
Saniya
Знания имама Али (as) были воистину велики.
Ибн Аббас приводит предание, что Пророк (saw) говорил: «Али самый знающий человек в моей умме и лучше всех в судействе». Также Посланник Аллаха сказал: «Я город знаний, а Али - его врата. Всякий, кто хочет знаний должен обратиться к Али».
Ибн Мансур говорит: «Посланник Аллаха приказал позвать Имама Али. Когда он пришёл, они остались одни, когда же Али вышел от Пророка, у него спросили: «Что сказал тебе Посланник Аллаха?» Имам отвечал: «Пророк открыл для меня тысячи дверей знаний, каждая из которых открывает тысячу других».
Saniya
В сороковом году по хиджре 19 числа месяца Рамадан, имам Али (as) был отравлен ибн Мулджамом. Последний пришел с двумя сторонниками в Куфийскую мечеть, и застал имама Али за молитвой, когда тот был в земном поклоне, ибн Мулджам нанес по нему удар отравленным мечом. Когда же убийцу схватили и связали, имам Али (as) спрашивал его, что он сделал не так во время своего имамата, чем он так был обижен? Но ибн Мулджам не нашел ответа на его вопрос. Тогда имам Али попросил ослабить его оковы, которые по его мнению должны были причинять ему боль. А когда кто-то принес имаму молока, дабы облегчить его страдания и боль от яда - тот отдал его ибн Мулджаму...
Через 2 дня имама не стало. На свое место имам Али (a.s.) назначил своего старшего сына Хасана (a.s.).
Лианчик
Saniya, очень интересно,ты просто умничка! 10.gif жду продолжения!
Мне как раз хотелось больше узнать о Мухараме.
Saniya
Лианчик, спасибо! Завтра-послезавтра продолжу тему...
Bubuzyaka
В мусульманском мире отрепетировали конец света

В этот день мусульмане-шииты в Иране, Азербайджане, Пакистане, Ливане и других странах ритуально проливают свою кровь, методично ударяя специальным пучком витых веревок или цепей по спине и груди…

http://www.topnews.ru/photo_id_3003.html
sve
Цитата(Bubuzyaka @ 12.1.2009, 14:25) *

В мусульманском мире отрепетировали конец света


название у статьи ...странное cranky.gif
ZelimhaN
Saniya,
ты случайно не шиитка?
просто интересно...
vinny
Цитата(Saniya @ 9.1.2009, 16:04) *

На основании многочисленных преданий в состав Алул-Бейта входят Пророк Мухаммад (SAW), имам Али, Фатима, Хасан, Хусейн (a.s.). Другие близкие родственники и даже жены Пророка и мать Фатимы (a.s.) Хадиджа Кубра и его родной сын Ибрагим не входят в его состав.

родной сын кого? blink.gif
у Пророка Мухаммада (САС) сыновей не было. dry.gif
vinny
посмотрим, что пишет другая энциклопедия - "Кругосвет"
Цитата
ШИИТЫ (от араб. аш-ши’а — "адепты", "приверженцы", "партия") — "те, кто держит сторону Али, зятя пророка Мухаммада". Это высказывание иранского историка 12 в. Аш-Шахристани четко указывает на то, что после смерти пророка Мухаммада возникла группа мусульман, которая считала, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) "божественным установлением" закреплено за родом Али.

Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно. Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна (внука Мухаммада, сына Али и Фатимы) в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в 749-750. Но даже в Иране до конца 15 в. суннизм был преобладающим направлением. Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама (в противовес выборному лидеру мусульманской общины), с приходом которого должно установиться царство справедливости, стал знаменем народных (преимущественно крестьянских) движений в большинстве провинций. Среди них восстание жителей Куфы против омейадского халифа Хишама (739-740), Абу Муслима (747-750), зейдитские восстания в Хиджазе в 762-763 × 786, а также в 9-10 вв. в Иране.


Цитата
Имам в шиизме (в отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем "божественной субстанции". Учение об имамате является краеугольным камнем шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф (исключая Мухаммада) не может претендовать на сверхъестественные качества. Кроме того, в шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются аятолле. В частности, муджтахиды (религиозные авторитеты) имеют право на высказывание мнения (иджтихад) по спорным проблемам. Коран, а также другие религиозные источники (Ахбар Али — (иначе хадисы) предания об Али, антитеза сунне Мухаммада) трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия захир — видимого и батин — скрытого смысла. Сам имам является обладателем тайного знания, которое включает в себя оккультные науки и все знания о мироздании.

Шиитские предания об Али (включающие также предания о Мухаммаде и о потомках Али) основаны на информации, носителями которой являются имамы. Однако есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов, принимаемых суннитами.
vinny
"Большая Советская энциклопедия" - вот уж точно, что в предвзятости не обвинить ax.gif
Цитата
Шиизм
(от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. к середине 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков — Алидов на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов — Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка — халиф не должен быть избираем людьми.

Цитата
Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (с некоторыми изменениями; отрицаются те хадисы, которые восходят к противникам Али[u]), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ "святых мучеников". Ш. воспринял учение мутазилитов об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают "наследственную непогрешимость" имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей).
vinny
Особенности толкования Корана

Основным отличием в вопросах толкования первоисточников прежде всего является то, что в суннитском Исламе все убеждения, которые не опираются жестко на Букву Корана и Сунны, либо же не имеют четкой доказательной основы в них, считаюся еретическими. При этом положения Корана и Сунны запрещается трактовать методом аллегорий, иносказаний и философией, а выведенные из этих методов философские суждения не имеют никакой богословской значимости. Коран должен быть истолкован, в первую очередь самим Кораном, а после того Сунной пророка и другими, более второстепенными, богословскими методами. Однако шиитские богословы признают гибкость мировоззрения, методы аллегорий и иносказания. Более того, эти методы являются важной составной частью вероучения шиизма. Они считают, что сокровенное (батин), хотя и недоступно большинству людей, но, тем не менее, есть люди, которым Бог "открыл" его. К ним относятся некоторые имамы, вера в которых обязательна в шиизме, богословы высшего ранга (муджтахиды) и др. "посвященные". Помимо этого, шииты, в отличие от суннитов, признают "доводы разума" в объяснении и трактовке Божественных откровений. А это, в свою очередь, приводит к философизации шиитского богословия. Это открыто признают сами шиитские аятоллы современности. Так, иранский аятолла Табатабаи писал: "Коран для осознания религиозного просвещения предлагает три метода, а именно внешние проявления, умственное осознание (акль), преданность и покорность. Ввиду того, что внешние религиозные проявления представляют собой словесные выражения, выраженные простым языком, все люди имеют к ним доступ и каждый осознает их в меру своих умственных возможностей, и, напротив, два других метода предназначены для определенной группы людей и не являются всеохватными и вседоступными. [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 90].

Шииты имеют свой, особый, подход и ко второму первоисточнику Ислама - Сунне, т.е. хадисам. В связи с тем, что они не признают большую часть сподвижников пророка и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии, они отвергают хадисы переданные этими людьми. Таким образом, все сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Мадже и т.д. шиитами отвергаются, или, вернее, признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям "достоверности".

Подобное мировоззрение полностью совпадает с учением философской школы христиан-гностиков в античном мире. За много веков до возникновения шиизма гностики (IV в. до хиджры/II век.) также считали себя обладателями неких тайных знаний, которые были даны им из Космоса (аналогично понятию имамата). Им также были свойственны аллегорические толкования Библии и других текстов. Существует большое сходство и в классификации человечества в воззрениях гностиков и шиитов.


взято http://sy-islam.omkara.ru/raskol.htm
vinny
Отношение к халифам и сподвижникам пророка, почитание святых

Кроме того, ключевым отличием философии шиизма заключается в почитании святых. Уже после смерти Али и Хусайна появились группы, которые почитали их с особым рвением. В последующие века список шиитских мучеников возрос. Кроме имамов шииты стали почитать и других членов их семей, а также их потомков. Появились многочисленные сеййиды, которым приписывали исцеления людей и различные чудеса. Одновременно со становлением культа святых у шиитов появились святые места, где похоронены их имамы. Такие места имеются в Неджефе (Ирак), Кербеле (Ирак), Мешхеде (Иран) и т.д. На эти могилы начали совершаться паломничества. Совершивших эти паломничества шиитов называют "Карбалаи", "Мешхеди" и т.д.

Праведные халифы и сподвижники пророка почитаемы в суннитском Исламе. Они питают к ним огромное уважение, ссылаясь на их рассказы о пророке. Праведные же халифы являются образцами благочестия. В числе многочисленных сподвижников пророка ему, в тот день, присягали и будущие халифы Абу Бакр, Омар и Осман. Однако, шиизм (за исключением зейдизма) считает Абу Бакра, Омара и Османа узурпаторами. Плохо многие из них отзываются и о других сподвижниках пророка. Все шиитские ученые считают только Али самым лучшим не только среди мусульман, но и всех сподвижников пророка. "Джафариты единогласны во мнении, что самым совершенным человеком среди всех сподвижников и мусульман является Али" (Ахмад Сабри Хамадани. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", стр. 56).

Однако среди шиитских джафаритских аятолл были и такие, которые занимали в этом вопросе более умеренную позицию. Например, аятолла Кашифуль-Гита (Ирак) писал: "Мы не утверждаем, что большая часть сахабов (сподвижников) была в оппозиции пророку. Не дай нам Бог так подумать. Они и сегодня являются лучшими из людей" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35). Этот аятолла был настроен более лояльно даже к Омеййадам и Аббасидам. Кашифуль-Гита считал, что Абу Бакр и Омар также, в некотором роде, "достойны внимания". Он считал, что Али только потому не стал выступать против их халифата, что они "многое сделали в деле распространения Ислама и расширения границ Халифата" (Аятолла Кашифуль-Гита. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, стр. 35).
vinny
Прочие отличительные особенности

Одной из отличительных особенностей шиитского Ислама является склонность к созданию тайных обществ. Основой этого является пропаганда шиизмом идеи скрытия своих убеждений. Это называется такией. В суннистском исламе это понятие имеется, но использовать его можно только в случае опасности для жизни мусульманина (т.е. в экстремальных случаях). Например, право на такию использовали в свое время мусульмане Испании, когда за официальную принадлежность к Исламу они могли быть отправлены на костры инквизиции. Совершенно другая картина в шиитском Исламе. Шиит не только может, но и обязан придерживаться такии, на всякий случай, чтобы не подвергать опасности своих друзей в будущем. Такия в шиизме является условием веры шиита. Даже у близких к суннитам шиитов-джафаритов такия является непременным условием веры. Несмотря на то, что у них есть положения, согласно которым такия не всегда обязательна, тем не менее, шиитская литература, изданная в Куме (это сердце иранского шиизма) говорит о том, что это важнейший пунт их веры. После того, как крестоносцы столкнулись с тайными обществами шиитов-исмаилитов в Палестине, они, по их примеру образовали первые подобия масонских лож (каменщики) и, позже, эти идеи перекинулись в Европу.

Другим обязательным положением у шиитов является положение о подражании в вопросах веры высшему духовному авторитету муджтахиду. Любое предписание муджтахида должно безоговорочно выполняться мугаллидом (рядовым шиитом). Мудтахиды же "в исламском мире замещают двенадцатого имама в период его отсутствия. Он единственная замена, судья и главарь. Всякий, кто не признает муджтахида, не признает имама, а, следовательно, Аллаха. Это, по словам Садыка, равносильно язычеству или же отрицанию Аллаха". [Шейх Мохаммад-Реза Музаффар. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), стр. 13, 15].

Помимо этого, существуют некоторые различия между суннитами и шиитами в некоторых аспектах правовых вопросов. Так, в отличие от суннитских богословов шииты отрицают одну из категорий иджтихада - киййас. Киййас это решение проблем, методом сопоставления этих проблем с уже решенными на основании Корана и Сунны. Он применяется, когда при решении проблемы невозможно найти буквального подтверждения из исламских первоисточников. Среди правовых (фикх) вопросов есть, также, серьезные противоречия между суннитами и шиитами в области брачного кодекса. В частности, в шиизме признается заключение временных браков наряду с обычными. Суннистский Ислам же не признает временных браков и расценивает их заключение как совершение прелюбодеяния.

Самые читаемые статьи:

загрузка...
Написать сообщение: