Индия-Пакистан
Мир Индостана
Т.н. индусский фундаментализм - история и идеология !
Я давно собирался рассказать о т.н. индусских "фундаменталистских" организациях RSS/ РСС (Раштрия Сваямсевак Сангх - Национальный Добровольческий Союз - в тексте неточный перевод) и "Хинду Махасабха" (Великое Cобрание Индуистов), но как-то руки не доходили, а вот кто-то на страницах нашего "любимого" форума Индия.ру поместил материал правдиво рассказывающий, как об истории, так и об идеологии этого движения, которое зародилось в Махараштре (Пуне-Нагпур) и имело колоссальное влияние на умы в Махарштре и в Индии в целом, в 20м веке ! И влияние это было не фашистским, и не принесло столько вреда, как хотят всегда предствить либералы, а даже много пользы !
-------------------------------------------------------------------------------------------
В сознании большинства слово “Индия” до сих пор ассоциируется с вялостью и созерцательностью, с ненасилием Махатмы Ганди и риторикой горбачевского типа насчёт общечеловеческих ценностей” и “борьбы за мир во всём мире”. Но всё это относится к прошлому Индии. Есть и другая Индия - современная, деятельная, имперская и воинственная. Об этой Индии мы и хотим рассказать.
Долгое время тех, кто сейчас определяет политический курс страны, а именно - индусских националистов - называли “ретроградами”, “фашистами”, “мракобесами” и другими словами, которыми либералы во всём мире называют людей, выступающих за сохранение традиционных религиозных и национальных ценностей. Так было до 1998 года, когда ведущая индусская партия Бхарата Джаната Парти (БДП), потеснив Индийский Национальный Конгресс и другие центристские и левые партии, пришла к власти, а её представитель Атал Бихари Ваджпаи стал премьер-министром. И сразу же вслед за этим гром ядерных испытаний возвестил миру о появлении новой сверхдержавы. А затем, победив с огромным перевесом на выборах осенью 1999 года, БДП ещё больше упрочила свою власть.
А начиналось всё так, В 1925 году в доме видного деятеля национально-освободительного движения Индии К.Б.Хедгевара на собрании его единомышленников был создан Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС), что в переводе означает “Союз добровольных слуг родины”. В отличие от Махатмы Ганди, члены этой организации взяли курс на ведение вооруженной борьбы.
Возникновение и деятельность РСС может быть понята в контексте правого подъема в 20-30 годы ХХ века. Члены этой организации симпатизировали немецким национал-социалистам и итальянским фашистам и надеялись на их помощь в борьбе за освобождение Индии от британского ига. Культ вождя, иерархическое военизированное устройство, идейная ориентация на славное прошлое, обрядовая роль знамен и другой символики (свастики, например) роднило РСС с тогдашними праворадикальными движениями Европы. Также РСС можно назвать более успешным аналогом нашего РНЕ, поставившего своей целью в начале воспитание молодых национальных лидеров. Именно эта организация стала кузницей кадров индийского национализма. Из неё вышел и нынешний премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи. (Конечно не в наст. момент, а в период с 1991 по 2004 гг- Malini)
Понятно, что такая организация привлекала прежде всего молодежь, которая и составила её костяк. Хедгевар, несомненно, был хорошим организатором, и к моменту его смерти численность РСС возросла с 5 до 100 тысяч человек. После смерти Хедгевара организацию возглавил его преемник, 34-летний М.С.Голвалкар. На политической сцене РСС выступал совместно с Хинду Маха Сабхой (“Великим собранием индусов”), религиозной индуистской партией, созданной еще в 1915 году и возглавлявшейся крупным идеологом индусского национализма В.Д.Саваркором, бывшим, кстати, поклонником русских народовольцев и изучавшим опыт их борьбы. Эти организации внесли свой вклад в освобождение Индии, что стараются замолчать западные индологи, выдвигая на первый более удобного для Запада М. Ганди.
После того как в 1948 член Хинду Маха Сабхи Натхурам Годсе убил Махатму Ганди, обвинявшегося в уступках мусульманам, РСС была запрещена, а ХМС вынуждена была отойти от политической деятельности, но потом и та, и другая организации вернулись к участию в политической жизни. В 1951 году членам ХМС под эгидой РСС была создана Бхаратия Джан Сангх (“Союз Индийского Народа”), которая фактически была парламентским приложением РСС. Эта партия находилась неизменно в оппозиции курсу Дж. Неру и И. Ганди на построение в Индии светского общества европейско-американского образца (хотя И. Ганди и сделала крен в сторону индуистских традиций после войны с Пакистаном в 1971 году). Однако ввиду монополии Конгресса на власть, продолжавшейся в течение нескольких десятилетий, успехи индусских националистов на выборах были небольшими, если не считать краткого периода в 1977-79 годах, когда БДС в составе коалиции нескольких оппозиционных правых и левых партий удалось оттеснить конгрессистов от власти.
Однако в 8О-х годах кризис старой, практически однопартийной системы в Индии обострился. Связан он был с тем, что правительства конгрессистов не смогли решить социально-экономические проблемы, стоящие перед страной, напротив, экономическое неравенство усилилось, а концентрация богатства приобрела новые масштабы. Не менее важное значение имел и крах политики секуляризма, проводившейся ИНК. Конфликты между представителями различных религиозных групп и каст (индусами и мусульманами, прежде всего) разгорелись с новой силой, а сепаратистские настроения в ряде районов страны заметно усилились (в Пенджабе, Джамму и Кашмире, Тамилнаде, восточных пригиммалайских районах). Также назрел конфликт между европеизированным, буржуазно-мещанским меньшинством и большинством, придерживающимся традиционных ценностей. По сути дела, в индийских городах, как и в российских, выросло свое “поколение пепси”, которое отравлено американской массовой культурой и которое нигилистически относится к собственной культуре и истории. В этих условиях на сцену стремительно вышли индусские националисты , представляющие интересы 80 процентов населения страны. И прежде всего БДП, созданная в 1980 году после роспуска БДС в 1977 году.
Как и Джан Сангх, БДП стала легальным продолжением РСС, который был вновь запрещен после событий в 1993 г., в Айодхье, когда радикально настроенные индусы разрушили мечеть, построенную на месте индуистского храма. Но этот запрет оказался лишь формальностью. РСС успешно продолжил свою деятельность, и ныне в его рядах состоит более 1 млн. человек. «Раштрия Сваямсевак Сангх располагает сетью лагерей, где молодые индусы проходят идейную и физическую подготовку для борьбы Великую Индию. Наряду с РСС имеются и другие, менее многочисленные, но более радикальные организации, например, организация индусских боевиков Акхил Бхаратья Шив Шакти Дал, затем Хинду Манч и Хинду Шив Сена, базирующаяся, в основном, в штате Махараштра. В каждой из них состоит по несколько десятков тысяч человек. Особняком стоит воинственная секта Ананда Марг (“Путь радости”), основанная в 1955 году и вербующая в свои ряды не только индусов по рождению, но и жителей Европы и Америки (кстати, её отделение есть и в России). Её идеология - соединение йоги, тантризма и радикальных антибуржуазных требований. Эту секту несклько раз обвиняли в совершении террористических актов и даже подготовке государственного переворота. Ходят также слухи, что члены секты похищают маленьких детей и убивают их с целью добыть черепа, которые используются для изготовления чаш для сбора подаяний. И именно по обвинению в доставке оружия Ананда марг четыре российских лётчика провели несколько лет в индийской тюрьме и были освобождены по личной просьбе В. В. Путина.
Теперь об идеологии индусского национализма. Отправной пункт этой идеологии - тезис о том, что все индусы являются единой Нацией. Известный индусский праворадикальный теоретик г. М. Джагтиани пишет: “Индусы являются большинством в этой стране, и благодаря этому они составляют Нацию”. Подчеркивается идея превосходства Нации над отдельным индивидуумом и подчинения его интересам Нации. Лидер РСС Голвалкар писал: “Люди приходят и уходят. Бесчисленные поколения приходили и уходили. Но Нация остается”. Активно используются также термины hindutva (“индуискость”) и hindudom (“индуистский мир”).
Вопреки распространённому мнению, индусские националисты не выступают против Ислама и других религий, но только за то, чтобы интересы индусов не ущемлялись в пользу меньшинств, ведь либералы, в том числе и индийские , возвели защиту различных меньшинств - национальных, религиозных и даже пресловутых “сексуальных” - на уровень культа, по принципу “меньшинство всегда право”. Джагтиани пишет: “Мы переоценили и раздули проблему меньшинства до такой степени, что эти меньшинства стали отравлены и опьянены своим агрессивным поведением”. Они признают, что каждый народ и каждая религиозная община должны жить в соответствии со своими традициями и установлениями.
Однако индусские националисты всегда осуждали секуляристский курс конгрессистских правительств и отрицательно относились к влиянию западной массовой культуры. Они не боялись критиковать Дж. Неру и его соратников и последователей, которых за границей считали символами современной Индии.
В отношении проблемы каст индийские правые делятся на два лагеря. Одни из них считают, что касты - это позднее, наносное явление в индуистском обществе, и оно препятствует единению индусов и должно быть устранено. Вот слова Джагтиани:
«Ложный кастовый строй, базирующийся на факте рождения, а не успехах, является искажением первоначальной идеи». И далее: «Индус разрубит зловещие узы кастового строя, которыми хитрые брахманы опутали его». Члены РСС придерживаются именно этой точки зрения, и поэтому любой индус, вступающий в эту организацию, пишет заявление о выходе из своей касты. Но есть и другое мнение на этот счет, которое выражает, к примеру, современный индуистский гуру Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Вышеупомянутый гуру считает, что кастовая система обеспечивает “высокий стандарт профессионального мастерства, чувство принадлежности каждого к сообществу, целостность семьи и религиозно-культурную преемственность. Касты - не уникальная примета индуизма и Индии. Под другими названиями они существуют в каждом социуме”. И действительно, кастовый строй противоположен либеральной атомизации индивида в современном обществе, где так часто можно слышать фразу: “Это ваши проблемы!”
Как и крайне правые в других странах, индусские радикалы делают упор на почитании исторической традиции, тем более, что достижения традиционной древнеиндийской цивилизации всем известны, и индусам не надо, подобно румынским националистам , придумывать себе славное прошлое. Однако и им не чужды перегибы. Так, в популярных брошюрах можно встретить утверждения, что парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, а сам Париж был индусским городом Парамешвариумом. Лично мне это очень напомнило один отрывок из трудов покойного русского идеолога язычества и расизма В. Безверхого, согласно которому, якобы город Иерусалим до завоевания Палестины евреями назывался Русска оселя, а храм Яхве на горе Сион был храмом Яви на горе Сиян (хотя этот Храм был построен намного позже, при царе Соломоне в Х в. до н. э., а во время вторжения в Палестину у евреев в ХIII в. до н. э. был лишь ковчег завета). Но при этом индусские правые вовсе не являются фанатичными поклонниками замшелой архаики, мистицизма и суеверий и осуждают всяких “чудотворцев” - шарлатанов, вроде Сатья Саи Бабы, ловко выкачивающих деньги из карманов невежественных индусов и легковерных западных туристов, а также проповедующих всякий бред вроде синтеза религий”.
Подобно итальянским фашистам и советским коммунистам индусские радикалы считают одой из своих главных целей воспитание “нового человека”. Они критикуют ходульное представление о том, что типичный — индус ленив, труслив и пассивен “Так называемые индологи западного мира всегда обвиняли индусов и порицали за то, что они мягки и покорны, трусливы и склонны к подхалимству, и более интересуются молитвами на чётках, чем мечом”. В противовес этому они рисуют образ “индуса нового типа”: “Индус должен жить, как лен, а не как червь, сражаться , как пантера, а не сдаваться, как овца, быть бдительным, подобно орлу, а не становиться подобием голубя”. Составной частью воспитания современного молодого индуса должна стать физическая подготовка и изучение военного дела.
Другой главной целью индусских националистов является построение в Индии не светского, безликого государства либерально-демократического типа, а традиционной индуистской империи, наподобие монархии Гуптов (III-V вв. н. э.): “Индуистское государство является абсолютной необходимостью для процветания сада Бхаратбхуми (“ индийской земли” - на хинди). Фундаментом такого государства будут не некие “общечеловеческие ценности”, а установления, подобные “Законам Ману”, которыми так восхищался Фридрих Ницше. Но вовсе не следует думать, что индийские правые являются, подобно радикальным экологистам, сторонниками возвращения к чисто аграрному обществу. Напротив, они не только ставят под вопрос необходимость развития промышленности и внедрения современных технологий (а в освоении космоса и овладении атомной энергией современная Индия добилась больших успехов, являясь также одним из мировых лидеров по выпуску компьютеров), но и выступают за ускоренную индустриализацию, подобную той, которую (СССР проводил в З0-е годы, и достижение страной автаркии (самодостаточности). Как пишет Джагтиани: “...только сильный, динамичный, воинствующий и технологически развитый Индуизм может спасти Индию”.
Мы часто задаемся вопросом: кто может быть союзником Великой России. Думаю, что у русского патриота, прочитавшего наши статьи и внимательно следящего за развитием международных отношений, не останется сомнений. И раньше Индия поддерживала с СССР хорошие отношения, но препятствиями для сближения были, с одной стороны, атеизм и материализм официальной советской идеологии, вызывающие отвращение у традиционных индусов, а с другой - некоторая вялость внешнеполитического курса, обусловленная гандистской идеологией ИНК. Сейчас же, когда Россия отказалась от марксизма, а Индия - от гандизма (пусть и словесного), преград для сближения нет никаких.
-------------------------------------------------------------------------------------------
В сознании большинства слово “Индия” до сих пор ассоциируется с вялостью и созерцательностью, с ненасилием Махатмы Ганди и риторикой горбачевского типа насчёт общечеловеческих ценностей” и “борьбы за мир во всём мире”. Но всё это относится к прошлому Индии. Есть и другая Индия - современная, деятельная, имперская и воинственная. Об этой Индии мы и хотим рассказать.
Долгое время тех, кто сейчас определяет политический курс страны, а именно - индусских националистов - называли “ретроградами”, “фашистами”, “мракобесами” и другими словами, которыми либералы во всём мире называют людей, выступающих за сохранение традиционных религиозных и национальных ценностей. Так было до 1998 года, когда ведущая индусская партия Бхарата Джаната Парти (БДП), потеснив Индийский Национальный Конгресс и другие центристские и левые партии, пришла к власти, а её представитель Атал Бихари Ваджпаи стал премьер-министром. И сразу же вслед за этим гром ядерных испытаний возвестил миру о появлении новой сверхдержавы. А затем, победив с огромным перевесом на выборах осенью 1999 года, БДП ещё больше упрочила свою власть.
А начиналось всё так, В 1925 году в доме видного деятеля национально-освободительного движения Индии К.Б.Хедгевара на собрании его единомышленников был создан Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС), что в переводе означает “Союз добровольных слуг родины”. В отличие от Махатмы Ганди, члены этой организации взяли курс на ведение вооруженной борьбы.
Возникновение и деятельность РСС может быть понята в контексте правого подъема в 20-30 годы ХХ века. Члены этой организации симпатизировали немецким национал-социалистам и итальянским фашистам и надеялись на их помощь в борьбе за освобождение Индии от британского ига. Культ вождя, иерархическое военизированное устройство, идейная ориентация на славное прошлое, обрядовая роль знамен и другой символики (свастики, например) роднило РСС с тогдашними праворадикальными движениями Европы. Также РСС можно назвать более успешным аналогом нашего РНЕ, поставившего своей целью в начале воспитание молодых национальных лидеров. Именно эта организация стала кузницей кадров индийского национализма. Из неё вышел и нынешний премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи. (Конечно не в наст. момент, а в период с 1991 по 2004 гг- Malini)
Понятно, что такая организация привлекала прежде всего молодежь, которая и составила её костяк. Хедгевар, несомненно, был хорошим организатором, и к моменту его смерти численность РСС возросла с 5 до 100 тысяч человек. После смерти Хедгевара организацию возглавил его преемник, 34-летний М.С.Голвалкар. На политической сцене РСС выступал совместно с Хинду Маха Сабхой (“Великим собранием индусов”), религиозной индуистской партией, созданной еще в 1915 году и возглавлявшейся крупным идеологом индусского национализма В.Д.Саваркором, бывшим, кстати, поклонником русских народовольцев и изучавшим опыт их борьбы. Эти организации внесли свой вклад в освобождение Индии, что стараются замолчать западные индологи, выдвигая на первый более удобного для Запада М. Ганди.
После того как в 1948 член Хинду Маха Сабхи Натхурам Годсе убил Махатму Ганди, обвинявшегося в уступках мусульманам, РСС была запрещена, а ХМС вынуждена была отойти от политической деятельности, но потом и та, и другая организации вернулись к участию в политической жизни. В 1951 году членам ХМС под эгидой РСС была создана Бхаратия Джан Сангх (“Союз Индийского Народа”), которая фактически была парламентским приложением РСС. Эта партия находилась неизменно в оппозиции курсу Дж. Неру и И. Ганди на построение в Индии светского общества европейско-американского образца (хотя И. Ганди и сделала крен в сторону индуистских традиций после войны с Пакистаном в 1971 году). Однако ввиду монополии Конгресса на власть, продолжавшейся в течение нескольких десятилетий, успехи индусских националистов на выборах были небольшими, если не считать краткого периода в 1977-79 годах, когда БДС в составе коалиции нескольких оппозиционных правых и левых партий удалось оттеснить конгрессистов от власти.
Однако в 8О-х годах кризис старой, практически однопартийной системы в Индии обострился. Связан он был с тем, что правительства конгрессистов не смогли решить социально-экономические проблемы, стоящие перед страной, напротив, экономическое неравенство усилилось, а концентрация богатства приобрела новые масштабы. Не менее важное значение имел и крах политики секуляризма, проводившейся ИНК. Конфликты между представителями различных религиозных групп и каст (индусами и мусульманами, прежде всего) разгорелись с новой силой, а сепаратистские настроения в ряде районов страны заметно усилились (в Пенджабе, Джамму и Кашмире, Тамилнаде, восточных пригиммалайских районах). Также назрел конфликт между европеизированным, буржуазно-мещанским меньшинством и большинством, придерживающимся традиционных ценностей. По сути дела, в индийских городах, как и в российских, выросло свое “поколение пепси”, которое отравлено американской массовой культурой и которое нигилистически относится к собственной культуре и истории. В этих условиях на сцену стремительно вышли индусские националисты , представляющие интересы 80 процентов населения страны. И прежде всего БДП, созданная в 1980 году после роспуска БДС в 1977 году.
Как и Джан Сангх, БДП стала легальным продолжением РСС, который был вновь запрещен после событий в 1993 г., в Айодхье, когда радикально настроенные индусы разрушили мечеть, построенную на месте индуистского храма. Но этот запрет оказался лишь формальностью. РСС успешно продолжил свою деятельность, и ныне в его рядах состоит более 1 млн. человек. «Раштрия Сваямсевак Сангх располагает сетью лагерей, где молодые индусы проходят идейную и физическую подготовку для борьбы Великую Индию. Наряду с РСС имеются и другие, менее многочисленные, но более радикальные организации, например, организация индусских боевиков Акхил Бхаратья Шив Шакти Дал, затем Хинду Манч и Хинду Шив Сена, базирующаяся, в основном, в штате Махараштра. В каждой из них состоит по несколько десятков тысяч человек. Особняком стоит воинственная секта Ананда Марг (“Путь радости”), основанная в 1955 году и вербующая в свои ряды не только индусов по рождению, но и жителей Европы и Америки (кстати, её отделение есть и в России). Её идеология - соединение йоги, тантризма и радикальных антибуржуазных требований. Эту секту несклько раз обвиняли в совершении террористических актов и даже подготовке государственного переворота. Ходят также слухи, что члены секты похищают маленьких детей и убивают их с целью добыть черепа, которые используются для изготовления чаш для сбора подаяний. И именно по обвинению в доставке оружия Ананда марг четыре российских лётчика провели несколько лет в индийской тюрьме и были освобождены по личной просьбе В. В. Путина.
Теперь об идеологии индусского национализма. Отправной пункт этой идеологии - тезис о том, что все индусы являются единой Нацией. Известный индусский праворадикальный теоретик г. М. Джагтиани пишет: “Индусы являются большинством в этой стране, и благодаря этому они составляют Нацию”. Подчеркивается идея превосходства Нации над отдельным индивидуумом и подчинения его интересам Нации. Лидер РСС Голвалкар писал: “Люди приходят и уходят. Бесчисленные поколения приходили и уходили. Но Нация остается”. Активно используются также термины hindutva (“индуискость”) и hindudom (“индуистский мир”).
Вопреки распространённому мнению, индусские националисты не выступают против Ислама и других религий, но только за то, чтобы интересы индусов не ущемлялись в пользу меньшинств, ведь либералы, в том числе и индийские , возвели защиту различных меньшинств - национальных, религиозных и даже пресловутых “сексуальных” - на уровень культа, по принципу “меньшинство всегда право”. Джагтиани пишет: “Мы переоценили и раздули проблему меньшинства до такой степени, что эти меньшинства стали отравлены и опьянены своим агрессивным поведением”. Они признают, что каждый народ и каждая религиозная община должны жить в соответствии со своими традициями и установлениями.
Однако индусские националисты всегда осуждали секуляристский курс конгрессистских правительств и отрицательно относились к влиянию западной массовой культуры. Они не боялись критиковать Дж. Неру и его соратников и последователей, которых за границей считали символами современной Индии.
В отношении проблемы каст индийские правые делятся на два лагеря. Одни из них считают, что касты - это позднее, наносное явление в индуистском обществе, и оно препятствует единению индусов и должно быть устранено. Вот слова Джагтиани:
«Ложный кастовый строй, базирующийся на факте рождения, а не успехах, является искажением первоначальной идеи». И далее: «Индус разрубит зловещие узы кастового строя, которыми хитрые брахманы опутали его». Члены РСС придерживаются именно этой точки зрения, и поэтому любой индус, вступающий в эту организацию, пишет заявление о выходе из своей касты. Но есть и другое мнение на этот счет, которое выражает, к примеру, современный индуистский гуру Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Вышеупомянутый гуру считает, что кастовая система обеспечивает “высокий стандарт профессионального мастерства, чувство принадлежности каждого к сообществу, целостность семьи и религиозно-культурную преемственность. Касты - не уникальная примета индуизма и Индии. Под другими названиями они существуют в каждом социуме”. И действительно, кастовый строй противоположен либеральной атомизации индивида в современном обществе, где так часто можно слышать фразу: “Это ваши проблемы!”
Как и крайне правые в других странах, индусские радикалы делают упор на почитании исторической традиции, тем более, что достижения традиционной древнеиндийской цивилизации всем известны, и индусам не надо, подобно румынским националистам , придумывать себе славное прошлое. Однако и им не чужды перегибы. Так, в популярных брошюрах можно встретить утверждения, что парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, а сам Париж был индусским городом Парамешвариумом. Лично мне это очень напомнило один отрывок из трудов покойного русского идеолога язычества и расизма В. Безверхого, согласно которому, якобы город Иерусалим до завоевания Палестины евреями назывался Русска оселя, а храм Яхве на горе Сион был храмом Яви на горе Сиян (хотя этот Храм был построен намного позже, при царе Соломоне в Х в. до н. э., а во время вторжения в Палестину у евреев в ХIII в. до н. э. был лишь ковчег завета). Но при этом индусские правые вовсе не являются фанатичными поклонниками замшелой архаики, мистицизма и суеверий и осуждают всяких “чудотворцев” - шарлатанов, вроде Сатья Саи Бабы, ловко выкачивающих деньги из карманов невежественных индусов и легковерных западных туристов, а также проповедующих всякий бред вроде синтеза религий”.
Подобно итальянским фашистам и советским коммунистам индусские радикалы считают одой из своих главных целей воспитание “нового человека”. Они критикуют ходульное представление о том, что типичный — индус ленив, труслив и пассивен “Так называемые индологи западного мира всегда обвиняли индусов и порицали за то, что они мягки и покорны, трусливы и склонны к подхалимству, и более интересуются молитвами на чётках, чем мечом”. В противовес этому они рисуют образ “индуса нового типа”: “Индус должен жить, как лен, а не как червь, сражаться , как пантера, а не сдаваться, как овца, быть бдительным, подобно орлу, а не становиться подобием голубя”. Составной частью воспитания современного молодого индуса должна стать физическая подготовка и изучение военного дела.
Другой главной целью индусских националистов является построение в Индии не светского, безликого государства либерально-демократического типа, а традиционной индуистской империи, наподобие монархии Гуптов (III-V вв. н. э.): “Индуистское государство является абсолютной необходимостью для процветания сада Бхаратбхуми (“ индийской земли” - на хинди). Фундаментом такого государства будут не некие “общечеловеческие ценности”, а установления, подобные “Законам Ману”, которыми так восхищался Фридрих Ницше. Но вовсе не следует думать, что индийские правые являются, подобно радикальным экологистам, сторонниками возвращения к чисто аграрному обществу. Напротив, они не только ставят под вопрос необходимость развития промышленности и внедрения современных технологий (а в освоении космоса и овладении атомной энергией современная Индия добилась больших успехов, являясь также одним из мировых лидеров по выпуску компьютеров), но и выступают за ускоренную индустриализацию, подобную той, которую (СССР проводил в З0-е годы, и достижение страной автаркии (самодостаточности). Как пишет Джагтиани: “...только сильный, динамичный, воинствующий и технологически развитый Индуизм может спасти Индию”.
Мы часто задаемся вопросом: кто может быть союзником Великой России. Думаю, что у русского патриота, прочитавшего наши статьи и внимательно следящего за развитием международных отношений, не останется сомнений. И раньше Индия поддерживала с СССР хорошие отношения, но препятствиями для сближения были, с одной стороны, атеизм и материализм официальной советской идеологии, вызывающие отвращение у традиционных индусов, а с другой - некоторая вялость внешнеполитического курса, обусловленная гандистской идеологией ИНК. Сейчас же, когда Россия отказалась от марксизма, а Индия - от гандизма (пусть и словесного), преград для сближения нет никаких.
Шафрановое братство
За что и с кем боролись индусские националисты?
2007-11-21 / Валерий Петрович Кашин - кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.
В 1947 году индусские националисты отражали натиск пакистанской армии в Кашмире. Сегодня солдаты индийской армии празднуют 60-летие своего присутствия в регионе.
http://religion.ng.ru/politic/2007-11-21/5_brotherhood.html
Индусский национализм зародился в период борьбы за независимость и в настоящее время переживает бурный расцвет в демократической Индии. Старейшей и самой влиятельной организацией индусского национализма является «Раштрия сваямсевак сангх» (Союз добровольных служителей нации), РСС или Сангх. Сегодня она располагает 40 филиалами, зарегистрированными как самостоятельные партии и организации. Среди них выделяется «Бхаратия джаната парти» (Партия индийского народа), или БДП. В 1998–2004 годах она возглавляла коалиционное правительство Индии, а ее лидер Атал Бихари Ваджпаи был премьер-министром.
Кто защитит индусов?
Вечером 27 сентября 1925 года в небольшом домике на окраине Нагпура в Центральной Индии (штат Махараштра) собралась группа единомышленников. Приближался индусский праздник огней дивали, и в городе можно было ожидать любых провокаций. Вспомнили беспорядки прошлого года, когда индусов забросали камнями возле мечети. Мусульманских экстремистов было немного, но они действовали согласованно. Англичане – враг посильнее. За ними - полиция, армия, государство. Кто будет защищать индусов, если не они сами? Так появилась «Раштрия сваямсевак сангх». Точнее, полгода организация оставалась безымянной, а свое название получила 17 апреля 1926 года
Отцом-основателем РСС считается маратхский (маратха – народ в Индии, основное население штата Махараштра. – «НГР») брахман Кешав Балирам Хедгевар (1889–1940). В молодости он примкнул к бенгальским революционерам, а затем поддержал Махатму Ганди.
Хедгевар задумал Сангх как братство единоверцев. Его целью была защита общины, дхармы (мораль, религиозный долг в индуизме. – «НГР») и культуры индусов, а сила заключалась в дисциплине и организованности. Во главе РСС стоит сарсангхчалак (вождь). Он не избирается, а назначается действующим вождем в качестве своего преемника. Так, Хедгевар назначил преемником Мадхава Садашива Голвалкара (1906–1973), также маратхского брахмана, умелого организатора и главного идеолога Сангх. Его называют Гуруджи (учитель). Прежде он преподавал зоологию в Индусском университете в Бенаресе, был йогом. В 2000 году пятым сарсангхчалаком стал Куппахалли Ситарамаййя Сударшан, брахман из штата Карнатака. Он родился в 1931 году, по образованию инженер телекоммуникационных систем, владеет 13 языками.
Первичной ячейкой организации является шакха. Она состоит из 50–100 сваямсеваков, служителей-добровольцев. Они поделены на четыре возрастные группы: от 7 до 10 лет, от 10 до 14, от 14 до 28 и от 28 лет и старше. Две трети добровольцев – молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Они легко впитывают новые идеи и охотно подчиняются дисциплине.
День сваямсеваков расписан буквально по минутам. Начинается он в 6.30 утра. Сначала все маршируют, занимаются физическими упражнениями, разучивают приемы владения холодным оружием и рукопашного боя. Далее с добровольцами проводят беседы об основах индуизма, о богах и героях и, конечно, о «врагах» индусской общины – мусульманах, христианах и коммунистах. Занятиями руководят опытные наставники – прачараки. Среди них много отставных военных. Прачараки организуют для своей шакхи зимние и летние тренировочные лагеря, спортивные игры и паломничества к святыням индуизма.
Сваямсеваков часто привлекают к благотворительной деятельности и помощи жертвам стихийных бедствий. Их охотно принимают на военную службу. Физически сильные, дисциплинированные и преданные долгу, они становятся лучшими офицерами индийской армии.
Члены РСС носят форму – белые рубашки, шорты цвета хаки и черные шапочки-пилотки. В руках они держат латхи – бамбуковые палки длиной полтора метра. На смотрах-парадах они салютуют своему флагу поднятием правой руки, согнутой в локте, на уровень груди. Флаг Сангх шафранового цвета и имеет две косицы. Он олицетворяет жертвенный огонь.
Общее количество сваямсеваков составляет около 5 млн. человек. У Сангх есть много отделений, зарегистрированных как самостоятельные организации. Они охватывают все стороны жизни современного индийского общества.
«Не разбойники, а патриоты»
С начала своей деятельности РСС принимал активное участие в антиколониальной борьбе. Так, в декабре 1929 года Сангх поддержал курс на «пурна сварадж», то есть полный суверенитет Индии. А весной 1930 года, пока сторонники Махатмы Ганди выпаривали соль из морской воды, Хедгевар и 10 тыс. его соратников приступили к покосу травы в джунглях. Эти действия являлись прямым нарушением соляной монополии и лесного законодательства Британской Индии. В итоге все участники акции оказались за решеткой. Они были освобождены только в феврале следующего года.
В период Второй мировой войны индийские патриоты перешли к более решительным методам борьбы. В августе 1942 года добровольцы Сангх вывели из строя железнодорожную линию Дели–Музаффарнагар и сыграли заметную роль в восстаниях в Чимуре и Ашти в центральных провинциях. Полиция и военные 53 раза применяли оружие. Более тысячи человек погибло.
Историки часто обвиняют РСС в провоцировании межобщинных конфликтов и участии в них. Однако в действительности в зонах активного влияния Сангх, прежде всего Нагпуре и Дели, индусско-мусульманские погромы практически прекратились. Этому в немалой степени способствовали усилия Хедгевара и Голвалкара по консолидации индусской общины и охрана индусских храмов, процессий и праздников патрулями Сангх.
В 1947 году Британская Индия обрела долгожданную независимость и была поделена на доминионы - Индийский Союз и Пакистан. Ее раздел сопровождался разгулом насилия и кровопролитными столкновениями, унесшими жизни более миллиона людей. В эти драматические дни Сангх выступал под лозунгом «Акханд Бхарат!» («Неделимая Индия!») и сосредоточил внимание на помощи многочисленным беженцам из Пакистана. Тысячи сваямсеваков были мобилизованы в спасательные отряды. Они строили для беженцев временные лагеря, обеспечивали их продовольствием и медикаментами, лечили раненых.
Сведения о действиях Сангх в провинциях Пакистана, охваченных погромами, чрезвычайно скупы. Например, беженцы из Синда (провинция на юго-востоке Пакистана. – «НГР») рассказывали, что в Карачи сваямсеваки изготавливали бомбы. А бывший член РСС в Западном Пенджабе Джхари вспоминал, как они собирали оружие, делали ручные гранаты и защищали дома индусов от атак мародеров и мусульманских боевиков. По его признанию, сам РСС никогда не планировал никаких актов возмездия против мусульман, хотя отдельные добровольцы все же принимали участие в межобщинных столкновениях.
Особая страница истории Сангх связана с Кашмиром, крупным княжеством (ныне штатом) на севере Индии, три четверти населения которого составляли мусульмане. Его махараджа Хари Сингх медлил с присоединением к Индийскому Союзу и вынашивал планы создания самостоятельного государства. По просьбе Сардара Пателя, вице-премьера и министра внутренних дел Индии, лидер РСС Голвалкар посетил Сринагар, столицу Кашмира. 18 октября 1947 года он встретился с Хари Сингхом. В ходе беседы махараджа посетовал на то, что княжество полностью зависит от Пакистана: дороги в Кашмирскую долину идут через пакистанские города Сиалкот и Равалпинди, главный аэропорт находится в Лахоре.
Тогда Голвалкар предложил проложить путь в Сринагар из Индии. Он также высказал сомнение в целесообразности независимого Кашмира и заметил, что Пакистан никогда не подпишет с махараджей соглашения о невмешательстве. По возвращении в Дели Голвалкар доложил Пателю о результатах своей встречи.
Колебаниями махараджи воспользовался Пакистан. 23 октября на территорию Кашмира вступили хорошо вооруженные отряды пуштунских племен, действовавшие при поддержке пакистанской армии. В тот момент Индия не могла удовлетворить просьбу махараджи о переброске своих войск в Кашмир, так как аэродромы в городах Сринагаре и Джамму не имели взлетно-посадочной полосы для приема транспортных самолетов. На помощь армии пришли добровольцы Сангх. Семь дней и ночей 500 сваямсеваков самоотверженно трудились на аэродромах, обеспечивая посадку самолетов из Дели. Впоследствии они вместе с саперами очищали Кашмир от мин, оставленных пуштунами.
За два года войны в Кашмире погибло несколько сотен добровольцев РСС.
Особенно большие потери организация понесла в городе Мирпуре, где члены РСС прикрывали эвакуацию индусских беженцев. Сваямсеваки носили форму, а потому были хорошо видны через оптические прицелы снайперских винтовок. Шесть недель не сдавался пакистанским боевикам пограничный город Котли, обороной которого руководили члены РСС. Индийская авиация сбрасывала боеприпасы для защитников города. Однажды 20 контейнеров с патронами приземлились на нейтральной полосе. Под огнем пакистанской артиллерии сваямсеваки спасли 17 контейнеров, но шесть волонтеров были убиты.
Отвага и героизм членов Сангх, проявленные в Кашмире, получили высокую оценку Сардара Пателя. Выступая в Лакхнау (столица штата Уттар-Прадеш) 6 января 1948 года, он назвал их патриотами и призвал вступать в ряды партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК): «Члены РСС – не воры и не разбойники. Они – патриоты. Они любят свою страну. Только у них иное направление мысли. Конгресс должен заручиться их поддержкой».
От запретов к власти
30 января 1948 года на молитвенном собрании в Дели был застрелен «отец нации» Махатма Ганди. Воспользовавшись этим как предлогом, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру поспешил обвинить РСС в заговоре против первых лиц государства. 4 февраля 1948 года деятельность организации была запрещена, а Голвалкара и 20 тыс. сваямсеваков отправили в тюрьму. Однако следствие не обнаружило никаких прямых и косвенных улик, свидетельствующих о причастности Сангх к заговору и гибели Махатмы Ганди. 5 августа 1948 года Голвалкар и его соратники вышли на свободу.
В период войны с Китаем 1962 года РСС оказывал армии моральную помощь и полностью поддержал шаги правительства, направленные на защиту нации. В 1965 году началась индийско-пакистанская война. Под огнем неприятеля сваямсеваки эвакуировали мирное население из пограничных районов, подвозили на фронт продовольствие, медикаменты и другие грузы. Они охраняли объекты хозяйственного назначения, патрулировали улицы ночных городов, помогали полицейским нести дорожно-патрульную службу и бесплатно сдавали кровь для раненых. В Мейдхаре (штат Джамму и Кашмир) доброволец Сангх пробрался в пакистанские траншеи, вырвал автомат из рук неприятельского солдата и расстрелял врагов. В Гуджарате сваямсевак сбил пакистанский бомбардировщик, летевший на низкой высоте по направлению к порту.
Когда в декабре 1971 года вспыхнула очередная индийско-пакистанская война, Голвалкар призвал политические партии позабыть об обидах и разногласиях и вместе противостоять агрессору. Тысячи сваямсеваков дежурили в госпиталях, охраняли мосты и водохранилища, спасали беженцев, среди которых было немало мусульман. По инициативе Сангх берет начало кампания отправления на фронт посылок с подарками для индийских солдат. 7 декабря пакистанская авиация разбомбила станцию Бармер в Раджастхане. На путях находился товарный состав. Он доставлял на фронт канистры с бензином. Несмотря на смертельную опасность, 50 сваямсеваков бросились к горящему эшелону и спасли часть груза.
Однако 4 июля 1975 года РСС запретили во второй раз. Самопожертвование, мужество и верность долгу, проявленные сваямсеваками в период войн с Пакистаном и отражения китайской агрессии, были преданы забвению. В 1975 году за решеткой оказались 105 тыс. сваямсеваков, из которых 80 тыс. были арестованы как участники митингов против антидемократической политики премьер-министра Индиры Ганди и введения в стране чрезвычайного положения. Запрет оставался в силе в течение 21 месяца и был отменен 21 марта 1977 года. Должного эффекта он не возымел. Влияние Сангх в Индии неуклонно росло. Если в 1975 году насчитывалось 8,5 тыс. шакх, то в конце 1977 года их число возросло до 11 тыс.
9 декабря 1992 года РСС был запрещен в третий раз за свою историю и историю новой Индии. Непосредственным поводом для этого послужило участие сваямсеваков и членов БДП, политического отделения РСС, в разрушении мечети Бабура в Айодхье (штат Уттар-Прадеш). Она была построена в 1528 году на месте, где согласно преданию родился Рама и стоял индусский храм. Долгое время правительства, сформированные ИНК, не занимались этой проблемой, и на двери мечети висел ржавый замок.
Как только стало известно, что мечеть Бабура снесена, в разных концах страны вспыхнули индусско-мусульманские погромы. За две недели бесчинств погибли 3 тыс. и были ранены 17 тыс. человек. Запрет действовал полгода. Были задержаны и арестованы 4 тыс. организаторов и активных участников погромов. Несмотря на запрет, РСС продолжал легальную деятельность. Всех арестованных скоро освободили под залог. Опрос общественного мнения, проведенный популярным журналом India Today между 17 и 23 декабря 1992 года, показал, что 52,6% респондентов севера Индии одобрили разрушение мечети Бабура.
На выборах 1996 года «Индийский национальный конгресс» потерпел поражение. БДП получила 23,5% голосов избирателей и 161 место в парламенте. По итогам следующих выборов 1998 года БДП сформировала коалиционное правительство. Его возглавил Атал Бихари Ваджпаи. Период пребывания у власти БДП был отмечен ее победой на досрочных выборах в 1999 году, устойчивыми темпами экономического роста, созданием в Индии трех новых штатов, увеличением числа рабочих мест и борьбой с бедностью, проведением 11–13 мая 1998 года серии ядерных испытаний и укреплением обороноспособности и безопасности страны.
В этой связи поражение БДП на выборах в апреле–мае 2004 года может рассматриваться как просчет руководства партии. Правительство, сформированное БДП, было настолько уверено в победе, что решило объявить о выборах за восемь месяцев до истечения срока своих полномочий. ИНК воспользовался оплошностью самоуверенного соперника и вернулся к власти, заручившись поддержкой региональных и левых партий.
Воодушевленные успехом на выборах, политтехнологи конгресса обрушили яростные атаки на БДП и РСС. Их обвиняли в подрыве основ индийского государства, попытке пересмотреть Конституцию, запугивании религиозных меньшинств, организации индусско-мусульманских погромов в штате Гуджарат в феврале–марте 2002 года, внедрении антисекуляристской идеологии в систему образования, переписывании истории Индии с позиции индусского национализма.
Нет сомнений, что с приближением новых всеобщих выборов борьба между политическими альянсами, возглавляемыми ИНК и БДП, будет неизбежно обостряться. Исход схватки покажет, удастся ли БДП вернуть доверие избирателей, утраченное в 2004 году. А пока РСС сплачивает свои ряды и планомерно готовится к новым сражениям под шафрановым флагом.
индусские революционеры в 20-х гг. прошлого века начали утверждать, что англичане для них меньшее зло, нежели мусульмане; в 30-е гг. индуистские политике принялись утверждать, что в Индии существует только индусская нация, все прочие - т.е. в первую очередь мусульмане и христиане - «пришельцы», «захватчики», «нежелательные гости»; руководитель индуистской партии « Раштрия сваямсевак сангх» («Союз добровольных служителей нации») с 1940 по 1973 год М.С.Голвалкар называл индийских мусульман и христиан «врагами, захватчиками и ворами, которые должны быть истреблены или ассимилированы путем полного принятия ими индусской религии и культуры».
За что и с кем боролись индусские националисты?
2007-11-21 / Валерий Петрович Кашин - кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.
В 1947 году индусские националисты отражали натиск пакистанской армии в Кашмире. Сегодня солдаты индийской армии празднуют 60-летие своего присутствия в регионе.
http://religion.ng.ru/politic/2007-11-21/5_brotherhood.html
Индусский национализм зародился в период борьбы за независимость и в настоящее время переживает бурный расцвет в демократической Индии. Старейшей и самой влиятельной организацией индусского национализма является «Раштрия сваямсевак сангх» (Союз добровольных служителей нации), РСС или Сангх. Сегодня она располагает 40 филиалами, зарегистрированными как самостоятельные партии и организации. Среди них выделяется «Бхаратия джаната парти» (Партия индийского народа), или БДП. В 1998–2004 годах она возглавляла коалиционное правительство Индии, а ее лидер Атал Бихари Ваджпаи был премьер-министром.
Кто защитит индусов?
Вечером 27 сентября 1925 года в небольшом домике на окраине Нагпура в Центральной Индии (штат Махараштра) собралась группа единомышленников. Приближался индусский праздник огней дивали, и в городе можно было ожидать любых провокаций. Вспомнили беспорядки прошлого года, когда индусов забросали камнями возле мечети. Мусульманских экстремистов было немного, но они действовали согласованно. Англичане – враг посильнее. За ними - полиция, армия, государство. Кто будет защищать индусов, если не они сами? Так появилась «Раштрия сваямсевак сангх». Точнее, полгода организация оставалась безымянной, а свое название получила 17 апреля 1926 года
Отцом-основателем РСС считается маратхский (маратха – народ в Индии, основное население штата Махараштра. – «НГР») брахман Кешав Балирам Хедгевар (1889–1940). В молодости он примкнул к бенгальским революционерам, а затем поддержал Махатму Ганди.
Хедгевар задумал Сангх как братство единоверцев. Его целью была защита общины, дхармы (мораль, религиозный долг в индуизме. – «НГР») и культуры индусов, а сила заключалась в дисциплине и организованности. Во главе РСС стоит сарсангхчалак (вождь). Он не избирается, а назначается действующим вождем в качестве своего преемника. Так, Хедгевар назначил преемником Мадхава Садашива Голвалкара (1906–1973), также маратхского брахмана, умелого организатора и главного идеолога Сангх. Его называют Гуруджи (учитель). Прежде он преподавал зоологию в Индусском университете в Бенаресе, был йогом. В 2000 году пятым сарсангхчалаком стал Куппахалли Ситарамаййя Сударшан, брахман из штата Карнатака. Он родился в 1931 году, по образованию инженер телекоммуникационных систем, владеет 13 языками.
Первичной ячейкой организации является шакха. Она состоит из 50–100 сваямсеваков, служителей-добровольцев. Они поделены на четыре возрастные группы: от 7 до 10 лет, от 10 до 14, от 14 до 28 и от 28 лет и старше. Две трети добровольцев – молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Они легко впитывают новые идеи и охотно подчиняются дисциплине.
День сваямсеваков расписан буквально по минутам. Начинается он в 6.30 утра. Сначала все маршируют, занимаются физическими упражнениями, разучивают приемы владения холодным оружием и рукопашного боя. Далее с добровольцами проводят беседы об основах индуизма, о богах и героях и, конечно, о «врагах» индусской общины – мусульманах, христианах и коммунистах. Занятиями руководят опытные наставники – прачараки. Среди них много отставных военных. Прачараки организуют для своей шакхи зимние и летние тренировочные лагеря, спортивные игры и паломничества к святыням индуизма.
Сваямсеваков часто привлекают к благотворительной деятельности и помощи жертвам стихийных бедствий. Их охотно принимают на военную службу. Физически сильные, дисциплинированные и преданные долгу, они становятся лучшими офицерами индийской армии.
Члены РСС носят форму – белые рубашки, шорты цвета хаки и черные шапочки-пилотки. В руках они держат латхи – бамбуковые палки длиной полтора метра. На смотрах-парадах они салютуют своему флагу поднятием правой руки, согнутой в локте, на уровень груди. Флаг Сангх шафранового цвета и имеет две косицы. Он олицетворяет жертвенный огонь.
Общее количество сваямсеваков составляет около 5 млн. человек. У Сангх есть много отделений, зарегистрированных как самостоятельные организации. Они охватывают все стороны жизни современного индийского общества.
«Не разбойники, а патриоты»
С начала своей деятельности РСС принимал активное участие в антиколониальной борьбе. Так, в декабре 1929 года Сангх поддержал курс на «пурна сварадж», то есть полный суверенитет Индии. А весной 1930 года, пока сторонники Махатмы Ганди выпаривали соль из морской воды, Хедгевар и 10 тыс. его соратников приступили к покосу травы в джунглях. Эти действия являлись прямым нарушением соляной монополии и лесного законодательства Британской Индии. В итоге все участники акции оказались за решеткой. Они были освобождены только в феврале следующего года.
В период Второй мировой войны индийские патриоты перешли к более решительным методам борьбы. В августе 1942 года добровольцы Сангх вывели из строя железнодорожную линию Дели–Музаффарнагар и сыграли заметную роль в восстаниях в Чимуре и Ашти в центральных провинциях. Полиция и военные 53 раза применяли оружие. Более тысячи человек погибло.
Историки часто обвиняют РСС в провоцировании межобщинных конфликтов и участии в них. Однако в действительности в зонах активного влияния Сангх, прежде всего Нагпуре и Дели, индусско-мусульманские погромы практически прекратились. Этому в немалой степени способствовали усилия Хедгевара и Голвалкара по консолидации индусской общины и охрана индусских храмов, процессий и праздников патрулями Сангх.
В 1947 году Британская Индия обрела долгожданную независимость и была поделена на доминионы - Индийский Союз и Пакистан. Ее раздел сопровождался разгулом насилия и кровопролитными столкновениями, унесшими жизни более миллиона людей. В эти драматические дни Сангх выступал под лозунгом «Акханд Бхарат!» («Неделимая Индия!») и сосредоточил внимание на помощи многочисленным беженцам из Пакистана. Тысячи сваямсеваков были мобилизованы в спасательные отряды. Они строили для беженцев временные лагеря, обеспечивали их продовольствием и медикаментами, лечили раненых.
Сведения о действиях Сангх в провинциях Пакистана, охваченных погромами, чрезвычайно скупы. Например, беженцы из Синда (провинция на юго-востоке Пакистана. – «НГР») рассказывали, что в Карачи сваямсеваки изготавливали бомбы. А бывший член РСС в Западном Пенджабе Джхари вспоминал, как они собирали оружие, делали ручные гранаты и защищали дома индусов от атак мародеров и мусульманских боевиков. По его признанию, сам РСС никогда не планировал никаких актов возмездия против мусульман, хотя отдельные добровольцы все же принимали участие в межобщинных столкновениях.
Особая страница истории Сангх связана с Кашмиром, крупным княжеством (ныне штатом) на севере Индии, три четверти населения которого составляли мусульмане. Его махараджа Хари Сингх медлил с присоединением к Индийскому Союзу и вынашивал планы создания самостоятельного государства. По просьбе Сардара Пателя, вице-премьера и министра внутренних дел Индии, лидер РСС Голвалкар посетил Сринагар, столицу Кашмира. 18 октября 1947 года он встретился с Хари Сингхом. В ходе беседы махараджа посетовал на то, что княжество полностью зависит от Пакистана: дороги в Кашмирскую долину идут через пакистанские города Сиалкот и Равалпинди, главный аэропорт находится в Лахоре.
Тогда Голвалкар предложил проложить путь в Сринагар из Индии. Он также высказал сомнение в целесообразности независимого Кашмира и заметил, что Пакистан никогда не подпишет с махараджей соглашения о невмешательстве. По возвращении в Дели Голвалкар доложил Пателю о результатах своей встречи.
Колебаниями махараджи воспользовался Пакистан. 23 октября на территорию Кашмира вступили хорошо вооруженные отряды пуштунских племен, действовавшие при поддержке пакистанской армии. В тот момент Индия не могла удовлетворить просьбу махараджи о переброске своих войск в Кашмир, так как аэродромы в городах Сринагаре и Джамму не имели взлетно-посадочной полосы для приема транспортных самолетов. На помощь армии пришли добровольцы Сангх. Семь дней и ночей 500 сваямсеваков самоотверженно трудились на аэродромах, обеспечивая посадку самолетов из Дели. Впоследствии они вместе с саперами очищали Кашмир от мин, оставленных пуштунами.
За два года войны в Кашмире погибло несколько сотен добровольцев РСС.
Особенно большие потери организация понесла в городе Мирпуре, где члены РСС прикрывали эвакуацию индусских беженцев. Сваямсеваки носили форму, а потому были хорошо видны через оптические прицелы снайперских винтовок. Шесть недель не сдавался пакистанским боевикам пограничный город Котли, обороной которого руководили члены РСС. Индийская авиация сбрасывала боеприпасы для защитников города. Однажды 20 контейнеров с патронами приземлились на нейтральной полосе. Под огнем пакистанской артиллерии сваямсеваки спасли 17 контейнеров, но шесть волонтеров были убиты.
Отвага и героизм членов Сангх, проявленные в Кашмире, получили высокую оценку Сардара Пателя. Выступая в Лакхнау (столица штата Уттар-Прадеш) 6 января 1948 года, он назвал их патриотами и призвал вступать в ряды партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК): «Члены РСС – не воры и не разбойники. Они – патриоты. Они любят свою страну. Только у них иное направление мысли. Конгресс должен заручиться их поддержкой».
От запретов к власти
30 января 1948 года на молитвенном собрании в Дели был застрелен «отец нации» Махатма Ганди. Воспользовавшись этим как предлогом, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру поспешил обвинить РСС в заговоре против первых лиц государства. 4 февраля 1948 года деятельность организации была запрещена, а Голвалкара и 20 тыс. сваямсеваков отправили в тюрьму. Однако следствие не обнаружило никаких прямых и косвенных улик, свидетельствующих о причастности Сангх к заговору и гибели Махатмы Ганди. 5 августа 1948 года Голвалкар и его соратники вышли на свободу.
В период войны с Китаем 1962 года РСС оказывал армии моральную помощь и полностью поддержал шаги правительства, направленные на защиту нации. В 1965 году началась индийско-пакистанская война. Под огнем неприятеля сваямсеваки эвакуировали мирное население из пограничных районов, подвозили на фронт продовольствие, медикаменты и другие грузы. Они охраняли объекты хозяйственного назначения, патрулировали улицы ночных городов, помогали полицейским нести дорожно-патрульную службу и бесплатно сдавали кровь для раненых. В Мейдхаре (штат Джамму и Кашмир) доброволец Сангх пробрался в пакистанские траншеи, вырвал автомат из рук неприятельского солдата и расстрелял врагов. В Гуджарате сваямсевак сбил пакистанский бомбардировщик, летевший на низкой высоте по направлению к порту.
Когда в декабре 1971 года вспыхнула очередная индийско-пакистанская война, Голвалкар призвал политические партии позабыть об обидах и разногласиях и вместе противостоять агрессору. Тысячи сваямсеваков дежурили в госпиталях, охраняли мосты и водохранилища, спасали беженцев, среди которых было немало мусульман. По инициативе Сангх берет начало кампания отправления на фронт посылок с подарками для индийских солдат. 7 декабря пакистанская авиация разбомбила станцию Бармер в Раджастхане. На путях находился товарный состав. Он доставлял на фронт канистры с бензином. Несмотря на смертельную опасность, 50 сваямсеваков бросились к горящему эшелону и спасли часть груза.
Однако 4 июля 1975 года РСС запретили во второй раз. Самопожертвование, мужество и верность долгу, проявленные сваямсеваками в период войн с Пакистаном и отражения китайской агрессии, были преданы забвению. В 1975 году за решеткой оказались 105 тыс. сваямсеваков, из которых 80 тыс. были арестованы как участники митингов против антидемократической политики премьер-министра Индиры Ганди и введения в стране чрезвычайного положения. Запрет оставался в силе в течение 21 месяца и был отменен 21 марта 1977 года. Должного эффекта он не возымел. Влияние Сангх в Индии неуклонно росло. Если в 1975 году насчитывалось 8,5 тыс. шакх, то в конце 1977 года их число возросло до 11 тыс.
9 декабря 1992 года РСС был запрещен в третий раз за свою историю и историю новой Индии. Непосредственным поводом для этого послужило участие сваямсеваков и членов БДП, политического отделения РСС, в разрушении мечети Бабура в Айодхье (штат Уттар-Прадеш). Она была построена в 1528 году на месте, где согласно преданию родился Рама и стоял индусский храм. Долгое время правительства, сформированные ИНК, не занимались этой проблемой, и на двери мечети висел ржавый замок.
Как только стало известно, что мечеть Бабура снесена, в разных концах страны вспыхнули индусско-мусульманские погромы. За две недели бесчинств погибли 3 тыс. и были ранены 17 тыс. человек. Запрет действовал полгода. Были задержаны и арестованы 4 тыс. организаторов и активных участников погромов. Несмотря на запрет, РСС продолжал легальную деятельность. Всех арестованных скоро освободили под залог. Опрос общественного мнения, проведенный популярным журналом India Today между 17 и 23 декабря 1992 года, показал, что 52,6% респондентов севера Индии одобрили разрушение мечети Бабура.
На выборах 1996 года «Индийский национальный конгресс» потерпел поражение. БДП получила 23,5% голосов избирателей и 161 место в парламенте. По итогам следующих выборов 1998 года БДП сформировала коалиционное правительство. Его возглавил Атал Бихари Ваджпаи. Период пребывания у власти БДП был отмечен ее победой на досрочных выборах в 1999 году, устойчивыми темпами экономического роста, созданием в Индии трех новых штатов, увеличением числа рабочих мест и борьбой с бедностью, проведением 11–13 мая 1998 года серии ядерных испытаний и укреплением обороноспособности и безопасности страны.
В этой связи поражение БДП на выборах в апреле–мае 2004 года может рассматриваться как просчет руководства партии. Правительство, сформированное БДП, было настолько уверено в победе, что решило объявить о выборах за восемь месяцев до истечения срока своих полномочий. ИНК воспользовался оплошностью самоуверенного соперника и вернулся к власти, заручившись поддержкой региональных и левых партий.
Воодушевленные успехом на выборах, политтехнологи конгресса обрушили яростные атаки на БДП и РСС. Их обвиняли в подрыве основ индийского государства, попытке пересмотреть Конституцию, запугивании религиозных меньшинств, организации индусско-мусульманских погромов в штате Гуджарат в феврале–марте 2002 года, внедрении антисекуляристской идеологии в систему образования, переписывании истории Индии с позиции индусского национализма.
Нет сомнений, что с приближением новых всеобщих выборов борьба между политическими альянсами, возглавляемыми ИНК и БДП, будет неизбежно обостряться. Исход схватки покажет, удастся ли БДП вернуть доверие избирателей, утраченное в 2004 году. А пока РСС сплачивает свои ряды и планомерно готовится к новым сражениям под шафрановым флагом.
индусские революционеры в 20-х гг. прошлого века начали утверждать, что англичане для них меньшее зло, нежели мусульмане; в 30-е гг. индуистские политике принялись утверждать, что в Индии существует только индусская нация, все прочие - т.е. в первую очередь мусульмане и христиане - «пришельцы», «захватчики», «нежелательные гости»; руководитель индуистской партии « Раштрия сваямсевак сангх» («Союз добровольных служителей нации») с 1940 по 1973 год М.С.Голвалкар называл индийских мусульман и христиан «врагами, захватчиками и ворами, которые должны быть истреблены или ассимилированы путем полного принятия ими индусской религии и культуры».
Очень познавательно! Я и не знала!! Thanks!

Ещё в 19 веке возникло такое движение,как арья самадж.Его целью было помочь насильственно обращённым в ислам вернуться в индуизм.Это какое-то время работало,но не так успешно.В индии человек связан по рукам и ногам,и даже если христианин и мусульманин хочет стать хинду,это не так просто.К тому же,кто будет вести этих людей дальше?Провести церемонию ещё ничего не значит.Сеёчас Ашан впервые за 200 лет открыл в Центре Коччи храм Калари.И первые,кто приходят к нему это мусульмане и христиане.Значит у них есть неудовлетворённость своей религией.Англичане очень сильно постарались,чтобы убить ведическую культуру.Любой,кто просто имел оружие сразу уничтожался.Все школы Калари были запрещены.По всей стране убивали мастеров.Но им было трудно победить даже одного мастера и была создана хитрая сеть административных запретов,чтоб это знание исчезло.Сейчас большинство т.н. учителей Калари слуги христиан имеют христианские и мусульманские фамилии.Они захватили власть в этой сфере.Но остались люди продолжающие подлинную традицию,как Саджан гуруккал.(Бывший христианин кстати).
Тема разделена, и перенесена в Межконфессиональный раздел. А в данной теме прошу высказываться только по сути.
Самые читаемые статьи:
Написать сообщение: